Божья цепь Спасения: пять золотых звеньев

2

Представители Церкви первоначальных баптистов — Зак Гесс, россиянин Сергей Максимов и автор публикации пастор Херб Хартфилд в Техасе

English version of the article is here. 

«Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:29-30).

Спасение – тема величественная и славная. Как удивительно и чудесно, что душа, заслуживающая наказания в аду, получает спасение по благодати Божьей! То, что человек может благодатью Божьей быть спасён от вечных мучений ада, – поистине поразительно. Однако спасение – это не просто избавлении души от ада. Оно включает в себя много больше: наше искупление, наше возрождение, наше усыновление как детей Божьих, наше освящение и наше вечное пребывание в прославленных телах в присутствии Бога. Конечный результат всего процесса нашего спасения – наше вечное жительство в небесах с Иисусом Христом, Спасителем нашим, в новых бессмертных телах.

10После смерти душа человека отправляется либо в ад, либо в рай. Спасение – это процесс, в котором Бог оправдывает и спасает заслуживающего ада грешника посредством Своей владычественной благодати и дарует ему вечную жизнь. Бог совершает прославление человека, чтобы тот, получив новое тело, мог вечно жить с Богом Отцом, Богом Сыном и Богом Святым Духом, а также со всеми святыми ангелами и всеми искупленными всех времен в вечной славе небес. Вот, друзья мои, что такое спасение. Это избавление души тленного человека от проклятия в аду и обретение ею нетленного тела в небесах. Что может быть чудесней! Что может быть изумительней! И всё это – истина. Конечная цель Божьего плана спасения – это прославление всех Его святых в вечности.

В вышеприведенных стихах из Библии изложен Божий замысел спасения. Мы читаем, что кого Бог предузнал, тем Он и предопределил быть подобными образу Сына Своего. А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. В этих стихах нам следует обратить внимание на пять очень важных слов: «предузнал», «предопределил», «призвал», «оправдал» и «прославил». Эти пять слов полностью описывают Божий план спасения Своих избранных. С их помощью я хотел бы показать вам, каким образом Бог осуществляет наше спасение. То, что эти слова обозначают, я называю пятью золотыми звеньями Божьей цепи спасения.

В Библии сказано, что Бог от начала возвестил то, что будет в конце (Ис. 46:10), и поэтому мне хотелось бы проанализировать наши пять слов из Послания к Римлянам в обратном порядке, то есть начать с последнего – «прославил». Хотя прославление это конечный пункт пути нашего спасения, я начну свои размышления именно с него, а затем перейду к предыдущим. Давайте вместе поразмыслим над каждым из пяти золотых звеньев в цепи спасения.

11Итак, в первую очередь речь пойдет о ПРОСЛАВЛЕНИИ, последнем звене в нашей цепи. Какая чудесная тема! Размышляете ли вы когда-нибудь о славе, которая ожидает святых? Библия говорит об этом. Прославление – это обретение святыми нетленных тел, которые им даст Бог и в которых они будут жить вечно. В 1-м Послании к Коринфянам, главе пятнадцатой, апостол Павел говорит о воскресении и прославлении тел верующих. Он даже сообщает нам, что не все святые увидят смерть, но что все мы будем прославлены. Вот его слова: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но ВСЕ ИЗМЕНИМСЯ вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15:51-53). Об этом же апостол пишет и в Послании к Филиппийцам: «Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который УНИЧИЖЕННОЕ ТЕЛО НАШЕ ПРЕОБРАЗИТ так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Фил. 3:20-21).

Такова надежда всех святых Божьих, ожидающих прославления своих тел. Тела верующих будут преображены силой Божьей, когда смертное наше тело облачится в бессмертие. Бог уничиженные тела наши преобразит так, что они будут сообразны Его славному телу! Именно об этом говорил апостол Иоанн в своем Первом послании: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими…Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, БУДЕМ ПОДОБНЫ ЕМУ, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Иоан. 3:1-2).

Можете ли вы представить такое? Мы будем иметь прославленные тела – тела, которые Бог преобразит так, чтобы они были подобны славному телу Иисуса Христа! Это, конечно, не значит, что мы станем богами. Суть в том, что тела верующих будут бессмертными, не подверженными боли и страданию, а самое главное – в них уже не будет греха. Обладая прославленными телами, мы сможем петь и восхвалять нашего Господа и Спасителя вовеки с чистыми сердцами и безгрешной природой. Согласно Послания к Римлянам, восьмой главе, в этом и заключается спасение. В стихе 29 говорится, что Бог предопределил нас «быть подобными образу Сына Своего». Все, кто уповал на Иисуса Христа как на Господа и Спасителя в этой жизни, получат прославленные тела в жизни будущей и вечной. Такова наша надежда; таково наше утешение во времена скорби; таково обетование Божье. Это то, что Он предопределил для нас. В Послании к Римлянам Павел говорит: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8:18). АЛЛИЛУЙЯ!!! Вот почему борьба с грехом и страдания ради Христа имеют смысл. Все мы, кто воистину святые Божьи, однажды получим прославленные тела и будем наслаждаться вечной славой в небесах. Об этом свидетельствовал и Давид: «А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим» (Пс.16:15). Такова, друзья мои, надежда всех святых во все времена. В древнейшей книге Библии, Книге Иова, сказано Иовом так: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его…» (Иов 19:25-27).

Далее, я хочу показать вам, кого именно Бог предназначил к прославлению. В вышеупомянутых стихах Павел говорит, что Бог прославил тех, кого прежде оправдал. Как сказано в стихе 29, «кого (Бог) оправдал, тех и прославил». Обратите внимание, что ТОЛЬКО те, кто были ОПРАВДАНЫ Богом, будут ПРОСЛАВЛЕНЫ. Так учит нас Библия. Заметьте, речь идет не о тех, кто жил правильно, или посещал церковь, или был крещен, или сделал что-либо. Прославлены будут ТОЛЬКО ТЕ, кого Бог ОПРАВДАЛ. Итак, мы подошли ко второму звену в золотой цепи спасения, ОПРАВДАНИЮ.

12ОПРАВДАНИЕ – это чрезвычайно важная тема. Само это слово является юридическим термином, который имеет прямое отношение к нашему положению перед Богом, Судией всех людей, на суде Его Святого Закона. Слово Божье гласит: «Все согрешили и лишены славы Божьей», а также: «Нет праведного ни одного» (Рим. 3). Итак, всё человечество виновно пред Богом в нарушении Его Святого Закона. Все мы – грешники, ибо все мы согрешили в Адаме и посему достойны вечных мук в аду (Рим. 5:12). Бог же совершил великое чудо. Он послал в мир Своего Единородного Сына и возложил на Него грехи всех, кого Он оправдает. Таким образом, смерть и воскресение Христа удовлетворили требования Закона Божия в отношении грехов тех людей, которых Бог восхотел оправдать. Поэтому грешников, виновных в нарушении Своего Закона, Бог объявил праведниками.

Прежде всего, я хочу показать вам, КАКИХ ЛЮДЕЙ Бог оправдывает. В Послании к Римлянам читаем: «А не делающему, но верующему в Того (т.е. в Бога), Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.» (Рим. 4:5) В Библии черным по белому сказано, что Бог оправдывает «нечестивого». Прочти эти строки ещё раз, друг мой, и возрадуйся! Бог оправдывает только нечестивых! Не хороших людей, не религиозных людей, не тех, кто уверен в собственной праведности, а ТОЛЬКО НЕЧЕСТИВЫХ ГРЕШНИКОВ оправдывает Бог! В Первом послании к Тимофею Павел сказал, что Христос Своей смертью спас даже первого из грешников (1 Тим.1:15). Кроме того, в Послании к Римлянам Павел говорит, что «Христос, когда еще мы были немощны… умер за нечестивых» (Рим. 5:6).

Далее обратите внимание на то, КАКИМ ОБРАЗОМ Бог оправдывает нас. Оправдание не является результатом добрых дел или соблюдения Закона. В книге Деяний Павел говорит: «И во всём, в чём вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им (т.е. Иисусом Христом) всякий верующий.» (Деян.13:39) Видите ли, Закон Моисеев добр, однако он не может оправдывать грешников, ибо является средством осуждения. Закон подобен зеркалу, в которое мы смотримся в и видим только свои запачканные лица. Зеркало не может смыть грязь с наших лиц; для этого мы должны воспользоваться мылом и водой. Так и Закон Божий показывает наш грех, но не может нас оправдать. Библия учит, что только Бог оправдывает. В Послании к Римлянам Слово Божье гласит: «Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе.» (Рим. 3:24)

Именно Бог оправдывает нас, оправдывает по благодати Своей. «По благодати» означает «не по заслугам». Да, Бог оправдывает грешников по Своему благоволению, по Своей всевластной благодати. Он производит это «искуплением во Христе Иисусе». Это значит, что Иисус Христос Своей смертью оплатил долг греха за весь Свой народ. Иосиф получил от ангела следующее указание: «Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21). Каждый раз, когда вы слышите имя Иисус, помните, что Он спас народ Свой от грехов их. Слово «искупление» означает «освобождение посредством определенной платы». Именно это и сделал Христос. Своей смертью Он заплатил за совершенные грешниками беззакония. В 1-ом Послании Петра сказано: «Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца.» (1 Петр. 1:18-19) Ценой нашего искупления могла быть только «драгоценная кровь Христа». Поэтому мы поем этот гимн: «Христос заплатил за все мои грехи; вся благодарность – Ему. Грехи мои были как багряное, но Он – как снег убелил».

КОГО же Бог оправдывает? В Послании к Римлянам читаем: «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их.» (Рим. 8:33) Перед нами ясное библейское свидетельство: Бог оправдывает тех, кого Писание называет «избранными Божьими». Это те же самые люди, о которых говорится и в 8 главе, 28 стихе: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу.»

Теперь мы переходим к третьему звену в Божьей золотой цепи спасения, определённому словом «ПРИЗВАЛ». Снова посмотрим на стих 30 из 8-й главы Послания к Римлянам: «А кого Он предопределил, тех и ПРИЗВАЛ, а кого призвал, тех и оправдал». Из этого стиха можно сделать вывод, что Бог оправдывает именно тех, кто призван.

Послание к Римлянам апостол Павел начинает такими словами: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию.» (Рим. 1:1) В седьмом стихе он говорит, к кому обращено это послание: «Всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым». Греческое слово, переведенное как «призванный» (kaleo) в Новом Завете употребляется более ста сорока раз, и каждый раз оно означает «называть», «призывать» или «повелевать прийти». В Евангелии от Матфея читаем: «Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды.» (Матф. 2:7) Таково обычное значение этого слова. Царь Ирод призвал волхвов, чтобы они рассказали ему о времени появления звезды. У волхвов не было иного выбора, кроме как подчиниться призыву царя к ним, т. к. он обладал высшей властью в стране, где они находились. То же самое слово употреблено и в 4-й главе, где говорится следующее: «Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.» (Матф. 4:21-22)

В 9-й главе читаем, что Иисус Христос сказал: «Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.» (Матф. 9:13) Согласно апостолу Петру, обетование спасения принадлежит «вам…и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.» (Деян. 2:39) Об этом же свидетельствует и апостол Павел: «Мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу.» (1 Фесс. 2:12) Также и Пётр пишет: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет.» (1 Петр. 2:9) Действием Святого Духа Бог призвал нас (т. е. повелел нам) выйти из духовной тьмы, в которой мы некогда пребывали, будучи от рождения грешниками по природе своей, и войти в чудный свет Сына Божьего. Ярким примером такого призвания является воскрешение Лазаря, о котором мы читаем в 11-ой главе Евангелия от Иоанна. Господь повелел: «Лазарь, иди вон», и следующее, что мы видим – «И вышел умерший». Таким образом, призыв Божий, осуществляемый Его Святым Духом, является ДЕЙСТВЕННЫМ и НЕОТРАЗИМЫМ.

Если сегодня вы веруете в то что, благодатью Божьей вам была дарована надежда спасения в Иисусе Христе, или что вы будете навеки спасены и прославлены, то это только потому, что Бог призвал вас к Себе. Мы сами по себе никогда не воззвали бы к Господу, если бы Он прежде не призвал нас. Слово Божье гласит: «Нет разумевающего; никто не ищет Бога» (Рим. 3:11). Также и Иисус Христос сказал: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец.» (Иоан. 6:44) Все мы блуждали вдали Бога, и потому Он должен призвать нас Своим Духом Святым и побудить нас прийти к Нему. В книге Псалмов сказано: «Блажен, кого Ты избрал и приблизил1, чтобы он жил во дворах Твоих.» (Пс. 64:5) Друг мой, видишь ли ты, что мы приходим к Богу лишь потому, что Он Сам призывает и привлекает нас к Себе? Так, через пророка Иеремию Бог говорит: «Любовью вечною Я возлюбил2 тебя…» (Иер. 31:3) Подобно Лазарю и мы, верующие во Христа, были некогда мертвы по своим преступлениям и грехам, потому Бог должен был Сам прийти к нам и призвать нас из тьмы в свет. Когда Святой Дух входит в наши мертвые сердца и призывает нас к Иисусу Христу, Он животворит нас, и мы получаем дар вечной жизни.

Признаки наличия в нас духовной жизни от Бога – это наша вера в Евангелие, покаяние и следование за Иисусом Христом. Всех, кого Бог оправдал, всех, кого Он призвал Святым Духом из смерти в жизнь, каждого из них, Бог также и прославит. Уяснить эту истину очень важно. Бог возрождает нас, чтобы мы могли веровать в Иисуса Христа как нашего Спасителя. Это – деяние Святого Духа, третьего участника вечного завета Божия ради нашего спасения. Все те, кто был возрождён Святым Духом, непременно будут следовать за Христом. Так сказал Иисус Христос: «Овцы Мои слушаются голоса Моего (по действию Духа Святого), и Я знаю их (т.е. возлюбил их ещё до сотворения мира); и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.» (Иоан. 10:27-28) Это значит, что все, кто был воистину возрожден Духом Святым, будут хранимы силой Божьей до самого момента прославления. Они никогда не потеряют своего спасения, потому что находятся во всемогущих руках Бога-Отца и Бога-Сына. Они имеют вечную безопасность, и всех их ждёт прославление.

13Итак, мы подошли к четвертому звену в золотой цепи спасения – к слову ПРЕДОПРЕДЕЛИЛ. Это слово, опять-таки, записано в Рим. 8:30 черным по белому: «А кого Он предопределил, тех и призвал». Видите ли, Бог призвал нас к спасению потому, что предопределил нас к нему. Предопределение значит лишь то, что Бог заранее решил, что и как произойдёт. Некоторые люди боятся слова «предопределение», но это ничем не оправданный страх. Слово это благословенно и приносит верующим великое утешение, ибо они знают, что Бог прежде создания мира предназначил всё для определённой цели. В Послании к Ефесянам Павел говорит, что «мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей» (Еф. 1:11) Разве не утешительно знать, что Бог держит весь мир в Своих руках и совершает все по изволению воли Своей? В книге Даниила читаем: «И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: “что Ты сделал?”» (Дан. 4:32) Всемогущий и Премудрый Бог безраздельно владычествует над всей вселенной.

Он полновластно управляет всеми событиями истории для исполнения Своей предрешённой воли. Если бы это было не так, мы не могли бы верить ни одному слову пророчеств, потому что их пророчество – это предсказание Богом того, что Он извечно предрешил сделать. Библейские пророчества истинны оттого, что это Бог говорит нам наперёд то, что Он предопределил. Бог действует согласно предсказанному Им и управляет всеми событиями истории для исполнения Своей извечной воли. Иисус Христос был рожден в Вифлееме во исполнение древнего пророчества, записанного в книге пророка Михея: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных». (Мих. 5:2) «Повеление сделать перепись по всей земле» вышло от кесаря Августа по воле Божьей (Лук. 2:1). Это значило, что Иосиф, чтобы участвовать в переписи, должен был перевести свою жену Марию, которая была беременна нашим Господом и Спасителем, из Назарета что в Галилее в Вифлеем что в Иудее, пройдя более 100 километров. Именно в Вифлееме и родился Иисус Христос во исполнение пророчества Михея, написанного за 700 лет до Его рождения. Пророчество исполнилось потому, что такова была предрешённая воля Божья, и Бог Сам осуществил то, что возвестил через пророчество.

То же самое относится и к нашему спасению. Павел пишет: «Спасшего нас и призвавшего (при)званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2 Тим.1:9). Разве это не изумительно? Ещё до начала времени, до того, как была образована земля, ещё до сотворения Адама и Евы Бог предопределил даровать благодать Своим избранным. Ещё до того, как был создан мир, Бог замыслил спасти людей Своих от их грехов и призвать их ко спасению Своим Духом Святым. Видите ли вы, что всё это делает Бог? Воистину, Он извечно вознамерился спасти Своих избранных от их грехов, и однажды послал в мир Своего Единородного Сына умереть за их грехи, а затем – Духа Святого, чтобы призвать их к этому чудному спасению.

Во 2-м Послании к Фессалоникийцам Павел говорит: «Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению». (2 Фес. 2:13) [В английском тексте этого стиха другой порядок слов, и дальнейшие рассуждения автора согласуются с ним: «…избрал вас ко спасению через освящение Духа и веру истине» – прим. перев.] Именно потому, что Бог Святой Дух возрождает нас и создаёт в нас новую природу, которая в свою очередь даёт нам «уши слышать» Благую весть и производит в нас веру в Евангелие. Как сказано в Слове Божьем: «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» (1 Кор. 2:9-10).

Дорогой друг, все мы были мертвы в грехах и беззакониях своих. Мы родились уже будучи духовно мертвыми, неспособными понимать духовные истины. Как писал Павел: «Душевный [в англ. тексте: «по природе своей» – прим. перев.] человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14). Поскольку все мы по природе своей мертвы духовно, мы не можем постичь или даже сколь бы то ни было правильно понимать истину Божью – до тех пор, пока не будем возрождены Святым Духом. Вот почему Иисус Христос сказал Никодиму и одновременно всем нам: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». (Иоан. 3:3) Из этого следует, что Бог Святой Дух приходит к нам, когда мы ещё мертвы в грехах своих, когда мы ещё духовно слепы и не «имеем ушей», чтоб слышать Его слова. Он возрождает нас, т.е. даёт нам новое рождение – «рождение свыше» – и животворит души наши так, чтобы мы могли действительно слышать Евангелие и веровать во Христа Иисуса как в Господа и Спасителя. Посему святые Божьи поют:

Господь, не я Тебя избрал, и никогда б не смог.

И если бы не выбор Твой, всегда б я был далёк.

Ты взял мой грех, смыл грязь мою, меня Ты обновил.

От века предуставил Ты, чтоб ввек с Тобой я жил.

14И вот мы дошли до последнего звена в золотой цепи спасения – слова «ПРЕДУЗНАЛ». Это слово понимают по-разному. Многие считают, что оно означает просто знать заранее. С их точки зрения, Бог, будучи вечным и премудрым, заранее знает, какие события произойдут в будущем. Бог действительно премудрый и вечный и знает всё, что произойдёт в будущем. Однако, если вы хорошенько поразмыслите на этим, то должны будете признать, что можно точно знать наперёд только то, что мы сами предрешили сделать. Например, я могу предузнать, или знать наперёд, что ударю некоего человека, потому что я сам предрешил это сделать. Однако мне неизвестно, как отреагирует на мой удар другой человек. Я не могу предузнать, ударит ли он меня в ответ дубинкой или же просто рассмеётся. Я никак не могу заранее знать с точностью, что именно он сделает. Этот пример я привел лишь для того, чтобы показать, что с точностью мы можем знать наперёд лишь то, что мы сами предрешили сделать. Бог точно знает все события в истории ещё до того, как они происходят. Именно поэтому все пророчества Писания исполнились так, как и было предсказано. Бог заранее решил, что произойдет, и какие средства необходимы для того, чтобы Его намерения и пророчества осуществились.

Но слово «предузнать» используется в Библии не только для обозначения знания Богом будущих событий. В Послании к Римлянам апостол Павел, вне всякого сомнения, говорит о том, что Бог предузнал людей (см. Рим. 8:29 и 11:2). В Евангелии от Матфея Господь говорит о дне суда: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф. 7:22-23). Естественно, Господь знает об этих людях. Когда Он говорит «Я никогда не знал вас», то очевидно, что речь не о Его знании об их существовании. Этими словами Господь заявляет: «У меня никогда не было личных отношений любви с вами». Убедиться в этом нам помогут другие места из Писания:

Бытие 4:1: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина».

Бытие 4:17: «И познал Каин жену свою; и она зачала, и родила Еноха».

Бытие 4:25: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила сына, и нарекла ему имя: Сиф».

Евангелие от Луки 1:34: «Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?»

Мы видим, что в каждом из этих стихов слово «знать» означает нечто большее, чем просто знание о каком-либо человеке. «Знать» означает «иметь личные отношения любви». Именно так мы и должны понимать это слово в таких текстах как Евангелие от Матфея 7:22-23 и Послание к Римлянам 8:29 и 11:2. Когда Бог в Своём всевластии извечно решил спасти некоторых людей, Он простер на них Свою любовь и предопределил их к вечной жизни и прославлению. Так, в Послании к Римлянам 8:29 мы читаем: «Ибо кого (а не что) Он предузнал (т.е. извечно возлюбил), тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего».

Тот же порядок событий мы отмечаем и в книге пророка Иеремии 1:5, где Бог сказал Иеремии: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал (возлюбил) тебя и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя». То же самое мы читаем и в Послании к Ефесянам 1:4-5: «Так как Он (Бог-Отец) избрал нас в Нем (Боге-Сыне) прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив [в англ. тексте иная пунктуация, подкрепляющая мысль автора: «…чтобы мы были святы и непорочны, в любви предопределив…» – прим. перев.] усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей». Посему нам следует уяснить, что Бог возлюбил нас вечной любовью и в этой любви Своей предопределил нас к вечной славе.

В восьмой главе Послания к Римлянам представлен тот же порядок. Прочтите его снова. Первое слово в этой цепочке – «предузнал». Бог предопределил к славе тех, кого Он предузнал. Мы будем прославлены именно потому, что Бог нас предузнал. По Своему свободному владычественному изволению Он простёр на нас Свою любовь прежде основания мира и предопределил нам быть подобными образу Единородного Сына Его в вечной славе.

15Таковы пять звеньев, из которых состоит Божья золотая цепь Спасения. Она простирается от вечности прошлого, когда Бог предузнал Своих людей ещё до создания мира и предопределил им быть подобными образу Его возлюбленного Сына в вечности будущего. В определённый момент истории Бог послал в мир Своего единородного Сына, чтобы Он принял смерть за тех, кого Бог предузнал и предопределил ко спасению, дабы они «получили оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:24). Все извечно предузнанные Богом-Отцом были предопределены Им быть подобными образу Его Сына. Иисус Христос умер за них; посему они оправданы даром, и Дух Святой действенно призывает их к Отцу определённое время. Их ожидает вечная слава по воскресении мёртвых.

Таков Божественный замысел Спасения. Он осуществляются без помех. Все этапы процесса Спасения взаимосвязаны. Мы знаем, что если из цепи убрать хотя бы одно звено, она порвется. Но Божья цепь Спасения нерушима: её звенья скреплены всевластной волей Всемогущего Бога. Этот премудрый замысел прославляет Бога, его Автора и Совершителя. Замысел Божий действенен, потому что все его аспекты движимы благодатью Божьей. Спасаемый грешник не может сделать ничего для соучастия в этом процессе, ибо всё осуществляется Богом. От ужасной расплаты за грех человека может спасти только свободная и владычественная благодать Господа. Все, предузнанные Богом до создания мира, спасены только благодатью Божьей. Все они спасутся, и все они будут прославлены.

Друг мой, если у тебя есть хоть какая-то надежда обрести небесную славу и вечно жить в блаженных обителях с Богом-Отцом и Иисусом Христом, Сыном Божьим, со всеми святыми ангелами и всеми искупленными святыми людьми Божьими, то это свершится только потому, что Бог включил и тебя в Свой замысел Спасения. И этот замысел мы видим в Божьей золотой цепи Спасения.p_10_1

О! Если благодатью Ты меня бы не призвал

И свет Твой вечный истинный меня б не осиял,

То миром сим, что в власти зла, остался б я пленён,

Небес бы не увидел я, быв тьмою ослеплён.

Не знаю ж ныне никого, превыше кто Тебя,

Твоя обильна благодать, её так жажду я!

Я знаю, что люблю Тебя лишь только потому,

Что прежде Ты любовь Свою дал грешнику сему.

Любовью Своей вечной Ты к Себе привлёк меня,

Всегда меня объемлешь ей, для вечности храня.

Когда ж усну здесь смертным сном, вмиг в небесах проснусь,

Да будет слава лишь Тебе, Господь мой Иисус!

Джозайя Кондер, 1789-1855.

1 В английском тексте: «побуждаешь приближаться к Тебе» (здесь и далее – прим. перев.)

2 В английском тексте: «любовью и благостью привлёк Я тебя».

Пресвитер Хэрб Хэтфилд, Церковь Первоначальных Баптистов, Абердин, Миссисипи, США

Comments are closed.