«…Семён Исаакович был портным от Бога. Я как-то наблюдал за его работой. И у меня сложилось стойкое впечатление, что если он начнет “колдовать” над будущим своим шедевром, сидя за швейным “Zinger”ом с завязанными глазами, то это вовсе не станет помехой…» (Владимир Григорьян, «Еврейский портной»).
…С завязанными глазами? Бэлла Ферманова может творить свои шедевры и с завязанными глазами, но все-таки настоящее удовольствие мастеру приносит работа видимая. Бэлла счастлива, когда не только сама создает очередной шедевр, но становится свидетелем того, как ее клиенты изумляются ее мастерству и удивительному качеству изделий. Про таких, как Бэлла Ферманова говорят – портной от Бога. Наверное, другой судьбы у нашей героини и быть не могло. Рижанка в -надцатом поколении, Бэлла Ферманова родилась в семье, где дедушка был еврейским портным, подобным тому, про которого спустя годы Александр Розенбаум написал известную песню. Первыми словами, которые выучила маленькая Бэлла, были «нитка», «иголка», «мужской костюм» (дедушка был портным мужской одежды). Кухня в доме была похожа одновременно и на закроечный цех, и на швейную мастерскую, и на примерочную комнату. Люди приходили, делали заказы, получали заказы, уходили счастливыми, а дедушка все время шил – сначала на ручной, а потом и на электрической машинке, шил дома и шил на работе. И вот это швейное царство Бэлле представлялось какой-то сказкой, частью которой так мечталось стать.
«Мой дед Соломон был высоким, статным, красивым мужчиной, – сегодня вспоминает Бэлла Ферманова. – Он работал начальником отдела в ателье, его все уважали. Я видела это уважение, поскольку часто бывала у него работе. Я любила дедушку сильно и другой судьбы, кроме портной, себе и не представляла».
Шить Бэлла начала очень рано – для подруг, знакомых, родных. И как только внучка окончила техникум моделирования и конструирования одежды в Риге, дед Соломон устроил ее в одно из лучших в Риге ателье. Называлось оно «Ригас модес». Те из наших читателей, кто родился и вырос в Советском Союзе, помнят, что в то время ателье было культовым местом. При всеобщем дефиците на все, включая индивидуальный пошив одежды, в ателье шилось даже… нижнее белье. Модницы со стажем также помнят, что Рига считалась столицей не только всесоюзной моды, но была известна далеко за пределами 15 республик – 15 сестер.
О доме моды «Ригас модес» хорошо знали в Европе. История говорит, что сама великая Коко Шанель в далеком 1967 году с латвийскими модельерами из «Ригас модес» устраивала совместные показы. Так что вы, уважаемый читатель, можете представить уровень профессионализма портных «Ригас модес». Бэлла Ферманова, несмотря на свою молодость, сразу стала органичной частью модельного дома. Помнит она, как им приходили самые «лакомые» заказы: «обшивали жен министерских», шили сценические костюмы для Рижского Драматического театра, помнит, как жаждующие стать клиентами ателье занимали очереди с ночи – каждый день в «Ригас модес» принимали только ограниченное число клиентов. В культовом доме моды Риги шили все – и легкое платье, и верхнюю одежду. Частенько приносили «полуфабрикаты», как их называли портные, из советских магазинов одежды – перешить или ушить.
Наша героиня была профи в области женской одежды. «Хотя, – по словам Бэллы, – если ты умеешь шить платье хорошо, то также хорошо ты сошьешь и брюки. В вопросе пошива главное – это знания и немного опыта». Хотя только портной со стажем возьмется за пошив изделий из натуральной кожи – нужны специальные инструменты и наработанная годами сноровка при работе с этим материалом.
Несмотря на то, что хорошая одежда в советское время была, можно сказать, предметом роскоши и пошить платье стоило примерно 30 рублей, что составляло примерно треть зарплаты, – советские девушки не экономили на внешнем виде. Многие подруги Бэллы обшивались у нее – хотели выглядеть стильно и эксклюзивно. Бэлла Ферманова была портным и в своей семье. Дочка Анна всегда, как куколка ходила в маминых творениях. Муж Беллы – Михаил Борисович – до сих пор с любовью вспоминает, как молодая супруга шила ему рубашки и брюки. «Я помню, тогда был шелк натуральный в большом дефиците, – рассказывает Бэлла, – а мой муж очень хотел шелковую рубашку. У себя в ателье я достала шелк и сшила ему рубашку. Он ее настолько полюбил, что носил, наверное, лет 15».
Я всегда думала, что портные живут в своем мире, фантазируя только о новых моделях одежды, а потом воплощают свои фантазии в жизнь за швейной машинкой. Для Бэллы Фермановой важно не то, насколько уникально получится, например, новое платье, ею придуманное, а то, как оно уникально будет сидеть на клиентке.
Когда Бэлла приехала в Америку в 1994 году, ей довелось поработать в “Saks Fifth Avenue”, где у нее были свои клиенты, которые доверяли только ей. «Помню, как одна американка от восторга, как я усовершенствовала ее костюм, начала прыгать, обнимать и целовать меня. По физической комплекции она была круглых форм, а купленная ею юбка в складочку только лишний раз подчеркивала эти округлости. Я же перекроила эту юбку таким образом, что она скрывала ненужные формы. В моей работе самое главное – видеть счастливые глаза клиентов. Когда люди радуются и довольны твоей работой – это самая большая благодарность».
Бэлла Ферманова не только специалист в области выбора фасона, создания новых моделей и пошива одежды, она также и ювелирных дел мастер. Наша героиня создавала и создает украшения, бижутерию, при необходимости реставрирует их. Делает это она, в основном, для себя и для друзей, предпочитая себя все-таки в большей мере считать модельером и портным.США – страна изобильная, в том числе, и в плане одежды. Есть и бюджетные варианты покупок в «Маршалс» и в «Тиджимакс», есть и более дорогие в «Нейман Маркус» – и там, и там выбор практически неограниченный. Казалось бы, есть ли смысл при такой доступности вкладываться в пошив одежды. Однако, доступность – доступностью, изобилие – изобилием, а вкусы европейских дам требуют бархата, уникальной отделки золотой тесьмой или серебряными пуговицами. Кроме того, не у всех у нас стандартные формы, так что тема индивидуального пошива одежды и подгонки одежды под клиента по-прежнему актуальна. Часто клиенты Бэллы Фермановой приносят ей ткань и говорят, что хотят красивые платья. Она помогает им выбрать правильный фасон, рекомендует ту или иную отделку. Иногда она сама все придумывает, а часто и старая добрая «Бурда» выручает. Еще никто не уходил от Беллы Фермановой недовольным – наоборот, и русскоязычные, и англоязычные клиентки с удовольствием хвастаются своими новыми уникальными нарядами, рекомендуя специалиста друзьям и знакомым.
Английский язык дался нашей героине не сразу. Бэлла помнит, как в первые месяцы пребывания в Америке (она жила сначала в Северной Каролине и в Мэрилэнде), кроме счета до десяти и нескольких английских слов, она больше ничего не знала. Было настолько трудно без английского языка, что поначалу, как она говорит, «хотелось пешком обратно уйти». Работать она пошла сразу – сначала попала в магазин французских тканей. Шила очень хорошо, ее ценили там, но объясняли задачи буквально на пальцах, иногда, правда, давали образец. Переезд семьи Фермановых в 2000 году в Даллас принес Бэлле облегчение – все-таки в этом городе жили родные люди – родители мужа и семья его сестры. Даллас благословил Фермановых работой. Бэлла попала в свадебный салон «Дэвис Брайдл» – подгоняла свадебные платья. Так она постепенно обзаводилась клиентурой, которая вместе с ней переходили из салона в салон, а потом в 2011 году пришла и к Бэлле домой, где она после закрытия магазина “Saks Fifth Avenue”, в котором проработала несколько лет, оборудовала швейную мастерскую. Причем, все машинки и оверлоки в мастерской у Бэллы – точно такие же качественные и дорогие, как стояли в “Saks Fifth Avenue”.
Некоторые говорят, что американские модницы отличаются от европейских. Бэлла Ферманова считает, что женщина, где бы она ни жила, остается женщиной и желает выглядеть стильно, красиво и современно. Капризных женщин, по ее словам, не бывает, бывают женщины, чьи потребности в красивой одежде по каким-то причинам не были удовлетворены. «Почти все мои клиенты с порога заявляют: «Бэллочка, мне нечего надеть – выручай! Я рекомендую им не только фасоны, но и подходящие ткани, а также магазины, где их можно купить – лучшие и недорогие в Далласе – на Хари Хайнс бульваре. Сама я люблю «Гонконг Фабрикс». Почти все ткани делаются в Китае, цена же зависит только от того, натуральная ли ткань или нет. Мои клиенты предпочитают натуральные ткани – шелк, шифон, шерсть…»
У Бэллы Фермановой разные клиенты – одни шьют одежду с ноля, особенно длинные вечерние платья, а другие подгоняют или перешивают уже купленные где-то предметы гардероба под фигуру. Много раз, когда она что-то делает для клиенток, думает: «О, я бы себе тоже такое сшила». «То, что я хотела для себя – воплощаю на своих клиентах, то есть шью им, как себе. Если я удовлетворена своей работой, то, знаю, что и клиенту понравится». Случается, что иногда приходится рекомендовать клиентам другой фасон вещи – в зависимости от типа фигуры. В такого рода разговорах мастер не настаивает, предлагает варианты, оставляя окончательные выбор за клиентом.
Особенно много заказов Бэлле Фермановой приходится делать по переделке уже готовой, купленной одежды. Как и в каждой профессии – одно дело самому с ноля что-то изготовить, другое дело улучшать под человека еще существующую модель – неважно, это брендовая одежда или покупка, сделанная в «Россе». Кстати, Бэлле Фермановой приходилось работать как с малознакомыми марками одежды, так и с брендовыми товарами, например, от «Верчасе». «Здесь дело не в марке товара, а в сложности или простоте работы с той или иной тканью, – поясняет она. – Например, с шифоном работа намного кропотливее, чем с шелком, поэтому в моей работе важно терпение и желание приносить людям радость».
По словам Бэллы Фермановой, «любая работа, которую вы делаете, должна приносить радость; и при выборе профессии важно, чтобы человек понимал, к чему у него лежит душа, а к чему – нет». В этой связи наша героиня вспомнила, как своей маленькой дочери Анне много лет назад купила немецкую куклу – везла из Москвы, где достала игрушку по большому блату. Маленькая Анечка первым делом куклу… подстригла. Повзрослев, Анна творила прически уже для бабушек и дедушек, мамы и папы, теть и дядь. «После школы, как мы не противились, – вспоминает Бэлла, – дочь пошла учиться в школу красоты и только потом окончила университет. Уже спустя годы, я спросила ее: «Доченька, ты довольна?» «Да, – говорит, – мама. Я пошла учиться туда, куда я хотела и получаю от этого удовольствие. Я могу 10 часов отработать и устать, но моя работа приносит мне радость и удовлетворение. И, если меня поднимут среди ночи и скажут, что мне нужно делать волосы красивыми, я буду это делать с удовольствием!» Так и я – просижу за машинкой 10-12 часов подряд, устану, но буду довольна тем, что моя работа делает людей красивыми и счастливыми».
Когда мы идем в магазин ткани, то обычно примечаем красивую ткань и покупаем ее. Бэллла Ферманова в этом отрезе ткани видит уже готовое изделие, которое органично будет сидеть на человеке. Она видит фасон, представляет отделку, понимает, как клиента сделать счастливым и красивым в том или ином предмете одежде. Бэлла Ферманова ненавязчиво и с уважением учит своих клиентов хорошему вкусу при подборе одежды. При этом она считает, что стандартов в этом деле существовать не должно – «людям необходима свобода в выборе того, что им удобно в соответствии с каждой конкретной жизненной ситуацией».
По ее мнению, вкусы меняются также и в зависимости от страны проживания – в одних странах не считается зазорным в спортивной одежде и обуви пойти в магазин, а в других в подобной ситуации тебе нужно быть, что называется, «при параде». «Например, в Советском Союзе мы любили длинные пальто и плащи, но в условиях Америки, когда ты выходишь из дома и сразу усаживаешься за руль, наверное, это не совсем практично и удобно, поэтому, например, в моем случае практически весь гардероб верхней одежды состоит из коротких пальто и курток». Белла Ферманова считает, что наш выбор одежды, даже цветовой гаммы, зависит от настроения на каждый конкретный день. «Помните, когда мы были молоденькими, то бежали на свидание, надевая самое красивое, прежде всего, чтобы быть уверенными в себе, а уже потом, чтобы кому-то понравиться. Мы всегда сначала одеваемся для себя, а потом уже для других».
Спрашиваю Беллу, может ли она примерно посчитать, сколько за эти годы сшила и переделала предметов одежды. Она на несколько минут задумывается и отвечает: «Я уже давно потеряла им счет. Их было как звезд на небе – начинаешь считать, а потом сбиваешься и понимаешь, что было сделано много». Не следит мастер специально и за, если так можно сказать, судьбой своих изделий. Бывает, конечно, встретит счастливую обладательницу сшитого ею накануне платья на каком-то торжестве, порадуется, как дама смотрится нежно и обворожительно в сотворенном ею наряде, и пойдет дальше – продолжать творить красоту.
Прошу Бэллу вспомнить самую необычную и красивую историю из ее профессиональной карьеры. Она припоминает одну американку, которая стала ее постоянной клиенткой в магазине “Saks Fifth Avenue”. У женщины была очень нестандартная фигура – невысокого роста, полная и со сколиозом. Из-за того, что ей было сложно подобрать одежду, она всегда капризничала, часто доводя до слез и продавцов, и портных, которые перекраивали под нее накануне купленную одежду. Когда эта покупательница приходила в магазин, в буквальном смысле слова, все продавцы прятались, а швеи придумывали причины, как на это время уйти с работы. В один из таких дней эта клиентка пришла к Бэлле Фермановой. Обладающая терпением, умением выслушать и услышать человека и подарить ему красоту, Бэлла очаровала клиентку. С тех пор та стала ходить только к Бэллле, да и характер ее изменился с капризного на более покладистый. Женщина была удовлетворена тем, как Бэлла Ферманова сантиметр за сантиметром подгоняла одежду под нее, так что клиентка в готовом платье даже с нестандартной фигурой выглядела по-королевски. В итоге они подружились и дружат до сих пор.
По твердому убеждению Бэллы Фермановой, «любой человек хочет быть красивым, включая и того, кто волею судеб оказался прикован к инвалидной коляске». «У меня была клиентка в инвалидном кресле, каждый раз ко мне ее привозил сын. Мы с трудом поднимали ее, чтобы примерить брюки или юбку. Не ее вина, что она оказалась в инвалидном кресле. Она тоже хотела и хочет быть уверенной в себе и глядя в зеркало, понимать, что она красивая. И истина тут проста – красивая одежда, сделанная с любовью, красит всех людей…»
От редакции: Уважаемые читатели, если вы хотите воспользоваться услугами Бэллы Фермановой и на себе ощутить ее талант творить красивую одежду – звоните Бэлле по телефону: (214) 998-2461.
Людмила Таран
Фото Сергея Таран
You must be logged in to post a comment.