(Даллас, Техас) Прошлый год стал особенным для армянского народа, рассеянного по всей земле. По случаю 100-летия Геноцида армян, повсеместно устраивались памятные мероприятия – выставки, лекции, концерты, показы документальных и художественных фильмов, теле– и радиотрансляции, фестивали армянской культуры и еды.
Дружная армянская община Далласа и Армянская Православная церковь Святого Саркиса внесли огромный вклад в распространение в Техасе информации о Геноциде и о том, насколько это событие стало ужасающим, вызывающим и потрясающим не только для армянского народа, но и для всего человечества в целом.
Газета The Dallas Telegraph в течение прошлого года неоднократно писала о благородных инициативах армянской общины. Мы старались не пропустить ни одного мероприятия, чтобы увидеть и рассказать вам о том, как дружны армяне, как они чтут свою самобытность и как трепетно помнят своих предков, которые безвинно пролили кровь за Великую Армянскую нацию.
Финальным аккордом в череде прошлогодних мероприятий от St. Sarkis Armenian Orthodox Church стал мультимедийный концерт “Travel With Me To Armenia”, который проходил на одной из лучших концертных площадок Плэйно – Plano Courtyard Theater. Как отметил Хамлет Сороканян (Hamlet Sarokhanian), глава комитета Армянской церкви по организации памятных событий, связанных с Геноцидом, «этим концертом мы празднуем жизнь!»
Накануне концерта в холе театра в течение месяца экспонировались картины художников, посвятивших свое творчество «армянской теме». Но прежде, чем рассказать об изумительно красивом концерте и о картинах, за каждой из которых стоит человеческая судьба, нельзя не упомянуть и о еще одном событии, возможно, даже более значимом для армянских христиан – приезде иконы «Святых Мучеников Геноцида армян» 1915 года (The Holy Martyrs of the Armenian Genocide). Настоятель Армянской церкви в Далласе отец Гевонд Аджамян (Ghevond Ajamian) рассказал об истории создания иконы.
Оказывается, «икона «Святых Мучеников» своей пиктографией является редким произведением в армянской станковой иконописи. Этот собирательный образ представляет мужчин и женщин, стариков и детей, ставших мучениками во имя веры и родины. Святые мученики изображены в своей повседневной одежде и представляют все классы общества Западной Армении – духовных лиц, представителей интеллигенции, музыкантов, школьников, фермеров и т.д. Хотя персонажи иконы составляют единое целое, каждому из них была придана индивидуальность. В центре иконы изображены бесчисленные святые, восходящие на небо, а в верхней части – серафимы, Бог и Святой Дух в образе голубя, которые принимают святую мессу мученичества армянского народа.
Послушав историю иконы, публика смогла ближе познакомиться с картинами далласских художников. Эндрю Кораджян (Andrew Kourajin) начал писать акварелью в 1998 году, когда вышел на пенсию. Несколько лет назад он стал частью армянской церковной общины в Далласе.
Работы 17-летнего Дэвида Мурадяна (Davit Mouradian) украсили выставку. Его нет больше в живых, но его картины рассказывают нам древнюю историю удивительного Хаястана.
Хованес Мурадян (Hovhannes Mouradian) – дедушка Дэвида Мурадяна. Инженер по образованию, он переехал из Армении в США много лет назад. Рисовать Хованес начал, когда ему исполнилось 70 лет.
Картина настоящего техасца Лэрри Микса (Larry Meeks) была предназначена для молчаливого аукциона. Известный в Техасе художник сумел передать всю трагедию и горе, которое пережили и переживают армяне, вспоминая о Геноциде после того, как сам изучил много материалов на эту тему и буквально был шокирован величиной трагедии. Именно в этот момент и появилась эта работа. На его картине изображена армянская женщина, бегущая с тремя детьми из Турции в Сирию, а также невинно убиенные души мучеников, которые поднимаются к небу.
Художница Хасмик Аджамян (Hasmik Ajamian) рассказала о том, что она гордится тем, что Армянская церковь канонизировала мучеников Геноцида. Хасмик представила несколько своих работ, связанных темой Геноцида. Первая картина называет “Pain” («Боль») – это боль, которую мы переживаем. Вторая картина – “Tiers” («Слезы») – это слезы матери Армении, которая страдает о своих невинно убиенных детях. “Soul” («Душа») – так называется третья картина. «Когда мы живы, то мы чувствуем и переживаем, потому что у нас есть душа», – поделилась с публикой художница. “Hope” («Надежда») – четвертая картина, которая нам напоминает о том, что даже если мы страдаем, в нашем сердце живет надежда на будущее… лучшее будущее. Картина “Felling” («Чувства» или «Ощущения») напоминает нам о том, что «когда мы страдаем, мы много молимся, а молитва имеет силу исцеления». «И это то, что армянская нация делает все эти годы – молится в надежде на возрождение». И последняя картина Хасмик Аджамян в серии – “Glory” («Слава»). «Я ее назвала так потому, что когда вы проливаете слезы и чувствуете боль, вы начинаете молиться и молитесь с надеждой и только после этого начинаете оживать», – рассказала Хасмик.
Дочь художника Аведиса Сукяса (Avedis Sookias) представила творчество своего отца, который родился и вырос в Иране. Школу он закончил в Индии и там же начал рисовать. Сначала рисовал фрески в индийских дворцах. Вернувшись в Иран, он продолжал рисовать маслом, акварелью, карандашом… Аведис Сукяс был известным карикатуристом, создавая успешные рекламы из карикатур. Предки Сукяса в 13-ти поколениях служили священниками в Армянской церкви и были… художниками.
То, что армянский народ талантлив, и талантлив во всем, еще раз доказал разноплановый концерт. Всемирно-известные пианисты Джеймс Рафаэль (James Raphael) и Сатеник Мурадян Рафаэль (Satenik Muradyan Raphael) исполнили на фортепиано бессмертную музыку композиторов армянского происхождения – Арама Хачатуряна и Арно Бабаджаняна.
Любимый публикой по ежегодным Армянским фестивалям в Северном Техасе танцевальный коллектив “Groong” под руководством Кристины Кешваджян (Kristina Kheshvadjian) представил несколько танцевальных номеров. Зрители также увидели и те танцевальные композиции, которые ансамбль уже исполнял накануне, на Армянском фестивале. Однако в условиях камерного зала, сценического звука и света эти композиции рассказывали историю армянского народа еще более драматично и правдиво. Особенно трепетно и сильно билось сердце, когда в конце программы на сцену вышли взрослые танцоры и в унисон исполнили особенный для армян танец – “Kochari”. И хотя танец считается мужским, было что-то символическое в том, что его танцевали и девушки, переодетые в мужскую одежду. И как когда-то победно этот танец исполнили армянские солдаты у стен поверженного Рейхстага в 1945-ом году, так и далласское молодое поколение армян «держало» аудиторию, вызывая слезы гордости и волны патриотизма за причастность к армянской нации.
Вокальная часть концерта, представленная членами хора церкви, наполняла театральный зал песенными историями, рассказывающими о древней Армянской столице Ереване-Эребуни в гимне города “Yerevan Erebuni”. Также звучали “DerVoghormia” / “Lord Have Mercy” и “Ground by Gomidas”.
Пожалуй, самой уникальной частью вечера стало мультимедийное представление истории Армении. Короткие сюжеты на разные темы, проектируемые на экран – литература, Ереван, независимость Армении – органично перемежались с концертными номерами. Это стало настолько удачным творческим решением, что зрители, которые впервые столкнулись с армянской нацией и ее богатой историей так близко, в буквальном смысле слова полюбили культуру Хаястана. И было совсем не важно, что концерт проходил в Далласе – на время мероприятия организаторам удалось построить в театре – и в зале, и в холле – духовный и сердечный Хаястан, что намного больше, чем стены, пусть даже и древние. И этого нельзя было не заменить, мимо этого нельзя было просто пройти!..
Людмилы Таран-Качкар
Фото Сергея Таран
You must be logged in to post a comment.