Концерт “Travel With Me To Armenia” стал праздником жизни!

2015-11-06 Travel with Me to Armenia. Photo The Dallas Telegraph, Serge (419) (Даллас, Техас) Прошлый год стал особенным для армянского народа, рассеянного по всей земле. По случаю 100-летия Геноцида армян, повсеместно устраивались памятные мероприятия – выставки, лекции, концерты, показы документальных и художественных фильмов, теле– и радиотрансляции, фестивали армянской культуры и еды.

Дружная армянская община Далласа и Армянская Православная церковь Святого Саркиса внесли огромный вклад в распространение в Техасе информации о Геноциде и о том, насколько это событие стало ужасающим, вызывающим и потрясающим не только для армянского народа, но и для всего человечества в целом.

Газета The Dallas Telegraph в течение прошлого года неоднократно писала о благородных инициативах армянской общины. Мы старались не пропустить ни одного мероприятия, чтобы увидеть и рассказать вам о том, как дружны армяне, как они чтут свою самобытность и как трепетно помнят своих предков, которые безвинно пролили кровь за Великую Армянскую нацию.

Финальным аккордом в череде прошлогодних мероприятий от St. Sarkis Armenian Orthodox Church стал мультимедийный концерт “Travel With Me To Armenia”, который проходил на одной из лучших концертных площадок Плэйно – Plano Courtyard Theater. Как отметил Хамлет Сороканян (Hamlet Sarokhanian), глава комитета Армянской церкви по организации памятных событий, связанных с Геноцидом, «этим концертом мы празднуем жизнь!»

Накануне концерта в холе театра в течение месяца экспонировались картины художников, посвятивших свое творчество «армянской теме». Но прежде, чем рассказать об изумительно красивом концерте и о картинах, за каждой из которых стоит человеческая судьба, нельзя не упомянуть и о еще одном событии, возможно, даже более значимом для армянских христиан – приезде иконы «Святых Мучеников Геноцида армян» 1915 года (The Holy Martyrs of the Armenian Genocide). Настоятель Армянской церкви в Далласе отец Гевонд Аджамян (Ghevond Ajamian) рассказал об истории создания иконы.

2015-11-06 Holy Martyrs of the Armenian Genocide Icon in Dallas. Photo The Dallas Telegraph, Serge Taran (16)
Настоятель  St. Sarkis Armenian Orthodox Church отец Гевонд Аджамян знакомит гостей с иконой «Святых Мученников Геноцида армян» 1915 года

Оказывается, «икона «Святых Мучеников» своей пиктографией является редким произведением в армянской станковой иконописи. Этот собирательный образ представляет мужчин и женщин, стариков и детей, ставших мучениками во имя веры и родины. Святые мученики изображены в своей повседневной одежде и представляют все классы общества Западной Армении – духовных лиц, представителей интеллигенции, музыкантов, школьников, фермеров и т.д. Хотя персонажи иконы составляют единое целое, каждому из них была придана индивидуальность. В центре иконы изображены бесчисленные святые, восходящие на небо, а в верхней части – серафимы, Бог и Святой Дух в образе голубя, которые принимают святую мессу мученичества армянского народа.

Послушав историю иконы, публика смогла ближе познакомиться с картинами далласских художников. Эндрю Кораджян (Andrew Kourajin) начал писать акварелью в 1998 году, когда вышел на пенсию. Несколько лет назад он стал частью армянской церковной общины в Далласе.

Работы 17-летнего Дэвида Мурадяна (Davit Mouradian) украсили выставку. Его нет больше в живых, но его картины рассказывают нам древнюю историю удивительного Хаястана.

Хованес Мурадян (Hovhannes Mouradian) – дедушка Дэвида Мурадяна. Инженер по образованию, он переехал из Армении в США много лет назад. Рисовать Хованес начал, когда ему исполнилось 70 лет.

Картина техасского художника Лэрри Микса, потрясенного трагедией Геноцида

Картина настоящего техасца Лэрри Микса (Larry Meeks) была предназначена для молчаливого аукциона. Известный в Техасе художник сумел передать всю трагедию и горе, которое пережили и переживают армяне, вспоминая о Геноциде после того, как сам изучил много материалов на эту тему и буквально был шокирован величиной трагедии. Именно в этот момент и появилась эта работа. На его картине изображена армянская женщина, бегущая с тремя детьми из Турции в Сирию, а также невинно убиенные души мучеников, которые поднимаются к небу.

Художница Хасмик Аджамян (Hasmik Ajamian) рассказала о том, что она гордится тем, что Армянская церковь канонизировала мучеников Геноцида. Хасмик представила несколько своих работ, связанных темой Геноцида. Первая картина называет “Pain” («Боль») – это боль, которую мы переживаем. Вторая картина – “Tiers” («Слезы») – это слезы матери Армении, которая страдает о своих невинно убиенных детях. “Soul” («Душа») – так называется третья картина. «Когда мы живы, то мы чувствуем и переживаем, потому что у нас есть душа», – поделилась с публикой художница. “Hope” («Надежда») – четвертая картина, которая нам напоминает о том, что даже если мы страдаем, в нашем сердце живет надежда на будущее… лучшее будущее. Картина “Felling” («Чувства» или «Ощущения») напоминает нам о том, что «когда мы страдаем, мы много молимся, а молитва имеет силу исцеления». «И это то, что армянская нация делает все эти годы – молится в надежде на возрождение». И последняя картина Хасмик Аджамян в серии – “Glory” («Слава»). «Я ее назвала так потому, что когда вы проливаете слезы и чувствуете боль, вы начинаете молиться и молитесь с надеждой и только после этого начинаете оживать», – рассказала Хасмик.

Дочь художника Аведиса Сукяса (Avedis Sookias) представила творчество своего отца, который родился и вырос в Иране. Школу он закончил в Индии и там же начал рисовать. Сначала рисовал фрески в индийских дворцах. Вернувшись в Иран, он продолжал рисовать маслом, акварелью, карандашом… Аведис Сукяс был известным карикатуристом, создавая успешные рекламы из карикатур. Предки Сукяса в 13-ти поколениях служили священниками в Армянской церкви и были… художниками.

То, что армянский народ талантлив, и талантлив во всем, еще раз доказал разноплановый концерт. Всемирно-известные пианисты Джеймс Рафаэль (James Raphael) и Сатеник Мурадян Рафаэль (Satenik Muradyan Raphael) исполнили на фортепиано бессмертную музыку композиторов армянского происхождения – Арама Хачатуряна и Арно Бабаджаняна.

2015-11-06 Travel with Me to Armenia. Photo The Dallas Telegraph, Serge (398)Любимый публикой по ежегодным Армянским фестивалям в Северном Техасе танцевальный коллектив “Groong” под руководством Кристины Кешваджян (Kristina Kheshvadjian) представил несколько танцевальных номеров. Зрители также увидели и те танцевальные композиции, которые ансамбль уже исполнял накануне, на Армянском фестивале. Однако в условиях камерного зала, сценического звука и света эти композиции рассказывали историю армянского народа еще более драматично и правдиво. Особенно трепетно и сильно билось сердце, когда в конце программы на сцену вышли взрослые танцоры и в унисон исполнили особенный для армян танец – “Kochari”. И хотя танец считается мужским, было что-то символическое в том, что его танцевали и девушки, переодетые в мужскую одежду. И как когда-то победно этот танец исполнили армянские солдаты у стен поверженного Рейхстага в 1945-ом году, так и далласское молодое поколение армян «держало» аудиторию, вызывая слезы гордости и волны патриотизма за причастность к армянской нации.

Вокальная часть концерта, представленная членами хора церкви, наполняла театральный зал песенными историями, рассказывающими о древней Армянской столице Ереване-Эребуни в гимне города “Yerevan Erebuni”. Также звучали “DerVoghormia” / “Lord Have Mercy” и “Ground by Gomidas”.

2015-11-06 Travel with Me to Armenia. Photo The Dallas Telegraph, Serge (362)
Гимн столицы Армении – “Yerevan Erebuni” исполняют Саркис Алтунян (Sarkis Altunian), Рита Катаджян (Rita Katanjian), Бедрос Бозикян (Bedros Bozikian) и Нжтех Калешян (Njteh Keleshian)

Пожалуй, самой уникальной частью вечера стало мультимедийное представление истории Армении. Короткие сюжеты на разные темы, проектируемые на экран – литература, Ереван, независимость Армении – органично перемежались с концертными номерами. Это стало настолько удачным творческим решением, что зрители, которые впервые столкнулись с армянской нацией и ее богатой историей так близко, в буквальном смысле слова полюбили культуру Хаястана. И было совсем не важно, что концерт проходил в Далласе – на время мероприятия организаторам удалось построить в театре – и в зале, и в холле – духовный и сердечный Хаястан, что намного больше, чем стены, пусть даже и древние. И этого нельзя было не заменить, мимо этого нельзя было просто пройти!..

Людмилы Таран-Качкар

Фото Сергея Таран

The_Dallas_Telegraph_E_073_P_11_1

 

Comments are closed.