25-летняя годовщина убийства Кеннеди. Жена Ли Харви на фоне школьного книгохранилища, у стен которого и произошла трагедия
[Даллас, Техас] Супруга Ли Харви Освальда, Марина Освальд-Портер вот уже полвека после убийства Джона Кеннеди живет в северотехасском Роквелле со своим вторым мужем, Кеннетом Портером, – сообщает The Dallas Telegraph. Этот тихий городок недавно попал на страницы мировых газет благодаря одиозному британскому таблоиду The Daily Mirror, чей представитель буквально преследовал Марину и ее мужа Кеннета, выходящих из местного Wallmart. Папарацци щелкал затвором камеры, он даже успел сделать видео того, как сегодня выглядит 72-летняя Марина Прусакова-Освальд-Портер.
Марина родилась в Свердловске. Когда молодой фармацевт познакомилась со своим первым мужем, она даже и не подозревала, что вся ее оставшаяся личная жизнь окажется под прицелом фото- и видеокамер, не отпускающих ее из-под внимания даже сейчас, в столь почтенном возрасте. С Ли Харви Марина познакомилась 17 марта 1961 года на танцах в Минске. Она не могла отвести глаз от этого стройного и интересного американского моряка, который на то время уже ощутил бремя славы из-за того, что решил стать советским гражданином. Они поженились через месяц. В 1962 году, в 19-летнем возрасте, Марина со своим мужем и новорожденной дочерью уехала в Америку, где вскоре испытала бремя славы уже другого рода — как жена убийцы президента Кеннеди.
Комиссия Уоррена, расследовавшая убийство американского президента, которое произошло 22 ноября 1962 года на улице Элм, пришла к выводу, что Кеннеди убил Ли Харви Освальд. Не прошло и двух дней после смерти президента, как в подвале полицейского участка убийцу Кеннеди убил другой убийца — владелец ночного клуба Джек Руби. 22-летняя Марина Освальд, испуганная иммигрантка из Советского Союза, осталась не только вдовой с двумя дочками на руках — 2-летней Джун и младенцем Рэйчел, но и фактически бездомным человеком. Более того, в течение 18 месяцев ФБР считало Марину русской шпионкой. Но, в конце концов, все обвинения с нее были сняты.
Многие сегодня Марину не понимают, считая, что сначала она помогала осудить своего мертвого мужа, а потом, через много лет, сделала заявление, что его подставили. В 1964 году Комиссии Уоррена она рассказала, что ее муж действовал в одиночку. Ту же версию, только в подробностях, она потом изложила в интервью Присцилле Джонсон МакМиллан, которая в 1977 году выпустила двойную биографию «Марина и Ли». Сама МакМиллан не считает Марину сообщником убийцы, а, скорее, сторонним наблюдателем. «Я думаю, что Марина не подозревала истинных намерений своего мужа».
Многие из тех, кто раньше знал Марину, считают, что она стала жертвой. Почему «те, кто раньше знал»? Потому что за эти полвека женщина свела к минимуму круг своего общения. «По моему мнению, она была хорошей матерью для своих детей», — считает Хаг Эйнесворс, автор новой книги о тех трагических событиях «November 22, 1963: Witness to History». Хаг впервые встретился с Мариной еще в 1964 году. «Ее дети получили возможность сменить фамилию, когда в 1965 году Марина вышла замуж за Кеннета Портера. Тем не менее, обучаясь в школе, они все еще встречали непонимание. Хотя Марина и пыталась дать им нормальную жизнь, тяжело работая и заботясь о них». Марина анонимно работала в одном из местных магазинов, всю жизнь прожив очень скромно.
Марина снова заговорила в 1988 году, во время 25-летней годовщины убийства, открыто заявив, что ее муж — Ли Харви Освальд — не обязательно был убийцей Джона Кеннеди. В интервью журналу Ladies Home Journal она рассказала, что ее муж работал на американское правительство. Она также поделилась мыслями о теории заговора во время интервью с Опрой Уинфри. В 1981 году в сотрудничестве с британским адвокатом и известным сторонником теории заговора Майклом Эддоусом, Марина добилась, чтобы тело (или его остатки) Ли Харви Освальда были извлечены из могилы на кладбище Rose Hill в Форт-Уэрте для эксгумации. Но эксгумации не подтвердила теории заговора.
Геральд Поснер, который написал книгу в детективном жанре об убийстве президента «Case Closed: Lee Harvey Oswald and the Assassination of JFK», называет Марину «целостной личностью, поскольку она могла запросто запутать историю, просто солгав, но она этого не сделала». Например, она никогда не отрицала того факта, что это именно она фотографировали Ли Харви с винтовкой рядом с жилым комплексом Oak Cliff, в одной из квартир которого они жили за месяц до убийства и где (тому есть много документов) Ли Харви не раз бил ее. Она не отказалась от своих слов о том, что знала о намерении Освальда убить генерала Эдвина Уокера в апреле 1963 года в Далласе.
«Она всегда имела дело один на один с Ли Харви. Если бы она и захотела, и отказалась от своих предыдущих показаний, конечно, историки бы ей не поверили, но это бы добавило дровишек в костер теории заговора, — считает Поснер. — Она никогда этого не сделала и это ей засчитается, также как и то, что она не сделала денег на этой истории, особенно в наш век поп-культуры. Мы никогда не видели Марину в реалити-шоу, она никогда не корчила из себя звезды в стиле а-ля Кардашиан и никогда не разменивала свое достоинство на звонкую монету».
Накануне 50-летнего юбилея убийства 35-го президента США US TV network предложил ей 3 миллиона долларов за авторское право на ее историю. Но она отказалась, несмотря на то, что она и ее муж Кеннет скромно живут на его пенсию.
Большинство своей сознательной жизни Марина прожила в Северном Техасе. Она неоднократно ездила в Беларусь, но в 1989 году приняла американское гражданство. И она этим гордится.
Соседи описывают Марину и Кеннета как хороших людей и замечательных соседей. Совсем недавно Марина вместе с другими неравнодушными людьми пыталась не допустить строительства в их общине секс-магазина. Сегодня ее здоровье не отличается крепостью. Ее прошлое все еще не отпускает ее. Единственной ее радостью являются ее дети. Старшая дочь Джун — безнес-леди в большом городе, у которой двое сыновей. Младшая, Рэйчел, имеет образование в области медицины и проживает на Среднем Западе. Сын Марины и Кеннета Марк с женой и двумя сыновьями живет в техасском городе Ройси.
Подобно матери, дети построили вокруг своей жизни стену секретности, считая, что это спасет их от волн истории, но стена, как оказалось, не спасла. Рэйчел, так похожа на своего отца, в 1995 году дала интервью журналу Texas Monthly. В этом интервью она рассказала, что значит быть дочерью Ли Харви Освальда. В то время она работала официанткой в остинском ресторанчике Texas Chili Parlor. «Пока мне не исполнилось 7 лет, я думала, что наша семья самая обычная. Но однажды мама усадила нас с сестрой на наш большой зеленый диван и сказала, что человек, который растит нас — это наш отчим. И что наш настоящий отец — Ли Харви Освальд, которого обвиняли в убийстве Кеннеди. Тогда мы поняли, почему наш школьный автобус иногда преследовали папарацци, почему в школе нас спрашивали: «Это ваш отец убил президента?» С тех пор мы редко говорили дома о Ли. Мы все пытались оставаться нормальной семьей».
Несколько недель назад второй муж Марины, Кеннет Портер, по телефону отказал нам, как и многим другим большим и маленьким мировым СМИ, в интервью. Он сказал, что они просто хотят забыть все, что произошло в 1963 году. Но вряд ли Марина когда-нибудь забудет эту страшную историю.
Тогда, в ноябре 1963 года, она жила в доме у Руфь Пэйн в Ирвинге, пытаясь справиться с сильным разочарованием, которое она испытывала от того, что их семья с Ли Харви Освальдом практически развалилась. Ли Харви продолжал жить в квартире в Оак Клиффе, работая в техасском государственном школьном книгохранилище.
81-летняя Руфь Пэйн, недавно давая интервью, сказала, что тогда, в 1963 году, она просто очень хотела поддержать молодую женщину, которая пыталась сделать так, чтобы ее муж был личностью и поддерживал ее, но, к сожалению, этого не случилось. Кроме того, Марина была напугана его фантазиями. За сутки до убийства она узнала, что ее муж использовал подложное имя O.H. Lee, чтобы снять квартиру.
Казалось уже привычным, что Освальд проводит выходные с женой и дочками в доме у Руфь Пэйн. Так что когда Пэйн вернулась с работы в четверг вечером, 21 ноября 1963 года, она не удивилась, увидев, что Ли Харви на переднем дворе ее дома играет с ее маленьким сыном. Последовавшая за этим днем ночь окутана тайной о роли Марины в событиях следующего дня. Оставив в гараже миссис Пэйн ружье (между прочим, без ее ведома), которое он забрал следующим утром, Ли Харви провел ночь с Мариной, умоляя ее начать все сначала. Он пытался поцеловать ее, но она не позволила. Он просил ее вернуться в квартиру, которую снимал, но она не согласилась. Следующим утром он оставил на ночном столике 187 долларов и свое обручальное кольцо (которое недавно Марина продала на аукционе за 108 тысяч долларов) и ушел. В течение последующих нескольких часов президент Кеннеди был мертв.
Через много лет, разговаривая с таким известным журналистом из Ассошиэйтед Пресс, как Майк Кохран, Марина сказала, что, возможно, та ссора с Ли Харви Освальдом в ночь перед убийством стала роковой и, возможно, подтолкнула ее мужа на убийство президента.
Геральд Поснер сегодня задается вопросом: «Почему Освальд имел такой эмоциональный разговор с женой, если он не был серьезно настроен совершить свой поступок?» МакМиллан согласна: «Я считаю, что если бы Марина сказала «да»… «Да» могло многое изменить». Но Руфь Пэйн, в доме которой и произошел этот разговор, не согласна с таким выводом. Меньше, чем через 48 часов после убийства Кеннеди, близкая дружба между Мариной и Руфью закончится. «Мне кажется, было бы неправильно так думать, — рассказывает Руфь Пэйн. — Вы должны знать, что Ли Харви Освальд изготовил чехол для своего ружья из бумаги, которую он позаимствовал в книгохранилище. Он наверняка заранее решился на этот поступок. Я думаю, что Марина невиновна. Надеюсь, что она не чувствует за собой вины в том, что сказала ему «Нет!» в ту роковую ночь».
Остался ли бы президент Кеннеди в живых, если бы Марина Прусакова-Освальд сказала своему мужу «Да»? Это всегда будет загадкой истории, разгадать которую не сможет даже 72-летняя женщина, которую поймал объектив папарацци из британского таблоида…
Подпись под фото Марина 2: Новобрачные Освальд
Подпись под фото Марина 1: 25-летняя годовщина убийства Кеннеди. Жена Ли Харви на фоне школьного книгохранилища, у стен которого и произошла трагедия
Подпись под фото Марина:
Людмила Тараненко
Фото The Daily Mirror, The Dallas Morning News, RR Auction