[Даллас, Техас] 23 августа в Bass Hall Форт-Уэрта на фестиваль Русской музыки «From Russian With Love» собрались сотни любителей классической музыки, произведений Чайковского и почитателей таланта молодой пианистки Беатрис Раны (Beatrice Rana), – сообщает The Dallas Telegraph. В июне этого года итальянская исполнительница стала второй на 14-м Международном конкурсе имени Вана Клиберна и завоевала приз зрительских симпатий.
Рана открывала трехдневный фестиваль, в первый вечер сыграв вместе с Симфоническим оркестром Форт-Уэрта Первый концерт Петра Ильича Чайковского для фортепьяно с оркестром.
Считается, что это один из самых известных фортепианных концертов в мировой музыкальной литературе. Первый концерт создавался Чайковским зимой 1874-1875 годов и первоначально был посвящен Николаю Рубинштейну. Ожидалось, что пианист и станет первым исполнителем нового произведения Чайковского. Однако Рубинштейн раскритиковал композитора. Обидевшись, Чайковский отправил произведение Гансу фон Бюлову, который с радостью согласился исполнить Первый концерт для фортепьяно с оркестром. Премьера состоялась в Бостоне в октябре 1875 года. Через месяц концерт играли уже в Нью-Йорке. И американская публика, и американские критики восприняли новое произведение Чайковского с большим энтузиазмом и одобрением. Именно Первый концерт исполнялся во время открытия Карнеги-холла в Нью-Йорке. Также он неоднократно звучал во время гастролей Чайковского в США в 1891 году. Этот концерт и по сей день американцы встречают с большим восторгом и аплодисментами. Вот так Америка дала жизнь, пожалуй, самому популярному произведению классической музыки.
Всемирно-известный дирижер и пианист, музыкальный гений Андрей Гаврилов написал о концерте Чайковского: «Для исполнения Первого концерта нужно быть не только технически совершенным пианистом, но и обладать соответствующим жизненным опытом, быть в ладах с замечательной русской культурой девятнадцатого века, нужно глубоко понимать русскую религиозную философию или, как ее иначе называют, органическую жизненную мудрость».
И хотя итальянской пианистке только 20 лет, она блестяще справилась с игрой. Как написали музыкальные критики: «Пианистке больше не нужно брать дополнительных уроков, чтобы улучшить свое исполнение. Единственное, что ей нужно — прожить жизнь и повзрослеть. Именно жизненный опыт добавит в ее игру глубину и пронзительность. Вкупе с техническими возможностями игры Беатрис Раны это будет феноменальное исполнение Чайковского». Если был бы жив Ван Клиберн — большой любитель и исполнитель русской классической музыки — он бы обязательно похвалил пианистку, будущее которой уже запрограммировано на успех.
Во время выступления Беатрис Рана было одета в серебряное сверкающее платье, уходящее в пол. Казалось, что тем самым она подчеркивала свое второе место, которое она выиграла во время марафона конкурса Вана Клиберна.
Влияние Беатрис Раны на зрительский зал нарастало с каждой нотой так же, как и развивался сам сюжет Первого концерта Чайковского. Критики говорят, что во время исполнения фортепьянных концертов с оркестром, между пианистом и оркестром иногда происходит своего рода соревнование за лидерство. В случае с Рана, Симфонический оркестр Форт-Уэрта под управлением дирижера Мигуэля Харс-Бедойя, почти сразу включился в игру итальянской пианистки. И во время этого концерта именно Беатрис Рана была «первой скрипкой» всего действа.
Ее манеру исполнения критики называют немного жесткой, но именно это делает исполнение ею музыки Чайковского отличным от исполнения других пианистов. И зрители это оценили! Еще не прозвучала финальная нота, а зал из 1600 человек поднялся и разразился продолжительными овациями.
«На бис» Беатрис Рана сыграла композицию Шумана-Листа «Посвящение», что еще раз напомнило зрителям о легкости и элегантности ее сольного исполнения во время конкурса Вана Клиберна. А мне это напомнило классический советский фильм «Семнадцать мгновений весны». Помните, в 5-ой серии именно шумановское «Посвящение» попыталась сыграть на пианино фрау Заурих в гостях у Штирлица 8 марта…
Мы пришли на русский фестиваль, потому что играла Беатрис Рана. Но вторая часть пятничного концерта была не менее талантливой — Симфонический оркестр играл Четвертую симфонию Чайковского. Это первая симфония в русской музыке, чей жанр называют «психологической драмой», сопоставимой по силе с симфониями Бетховена. Пятая симфония Бетховена оказала на Чайковского огромное влияние, когда он писал свою Четвертую Симфонию. Ее тема — рок, столкновение человека с силами неумолимой борьбы и поиск выхода. Оркестру под управлением Мигуэля Харс-Бедойя удалось передать и пронзительность музыки, и ее русский дух, и талантливо, и красиво поставить точку в финале. Никто их зрителей, включая русскоязычных, которых в зале было немало, не был разочарован.
В рамках трехдневного Русского фестиваля в Форт-Уэрте звучали и другие произведения Чайковского и Рахманинова в исполнении американского пианиста, занявшего третье место на конкурсе Вана Клиберна: 24-летнего Шена Чена (Sean Chen) и полуфиналиста конкурса, 26-летнего итальянца Алессандро Делджавана (Alessandro Deljavan).
Людмила Тараненко
Фото Сергея Тараненко