Россия-Китай: бумажная ось

Украина не была центральной темой европейского турне Си Цзиньпина. «Первое место в повестке дня занимали двусторонние экономические отношения. Однако контраст от этого не был менее разительным, — отмечает обозреватель Slate.fr Даниэль Верне. — Пока России угрожают санкции Запада, Китай пытается углубить отношения с европейскими государствами, а также с Евросоюзом, который Си Цзиньпин посетил первым из председателей КНР».

С самого начала украинского кризиса Пекин занимает двусмысленную позицию. Как и Владимир Путин, китайские руководители ненавидят хаос, устроенный протестующими, сумевшими своей настойчивостью свергнуть власть. Как и российский президент, китайские руководители сожалеют о гибели СССР. Их отношения с соседней коммунистической сверхдержавой не всегда были хорошими — скорее наоборот, тем не менее, в Пекине полагают, что горбачевские реформы привели страну к краху. «Опыт перестройки в школах Коммунистической партии Китая преподают, как страшилку», — сообщает автор статьи.

«В то же время Си Цзиньпин и его помощники из Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК не без тревоги смотрят на нарушения суверенитета и территориальной целостности государства», — отмечает автор статьи.

«Право народов на самоопределение, на которое ссылается Москва для оправдания аннексии Крыма, кажется им опасным прецедентом, который однажды может быть использован для Тибета или населенного уйгурами Синьцзяна», — говорится в статье.

Эти страхи объясняют, почему Китай не поддержал Москву в ходе голосований в Совбезе и Генассамблее ООН, приказав своим представителям воздержаться.

Однако пекинских руководителей не может не радовать то, как Россия оспаривает идеологическую гегемонию Запада. В этом их с Путиным интересы сходятся. Именно поэтому в 2001 году они создали Шанхайскую организацию сотрудничества, работают над созданием в рамках БРИКС совместного банка развития и готовят соглашение о военном сотрудничестве, которое пойдет гораздо дальше подписанного в 2001 году Путиным и Цзян Цзэминем договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

Тем не менее, у этой общности интересов есть пределы, отмечает журналист. Прежде всего, это историческое недоверие и соперничество Китая и России. Во-вторых, Китай всегда крайне осторожно относится к пересмотру мировой экономической системы. Наконец, Пекин не стремится брать на себя серьезные международные обязательства. «В среднесрочной перспективе его внимание сосредоточено на Тихоокеанском регионе, где его притязания противоречат интересам союзников США и даже самих американцев», — отмечается в публикации.

«В случае открытого кризиса ему понадобится поддержка. Отсюда и стремление уважительно обращаться с Россией, не принимая ее сторону во всех ее спорах», — заключает Верне.

Даниэль Верне, Slate.fr

Comments are closed.