[Даллас, Техас] По русскоязычному Далласу (и не только) прошла волна паники — смертельный вирус Эбола из Африки попал в Америку через Даллас. Судя по новым случаям заражений, вирус решил не просто зайти, но остаться и пойти дальше шагать по США. В этой связи американские медиа начали все чаще вспоминать и цитировать сюжет из фильма 2011 года режиссера Стивена Содерберга «Заражение» (“Contagion”). В реальной жизни, как и в фильме, вспышки заболевания носили единичные случаи. Однако инкубационный период кинематографического вируса был очень короткий, а смертность и заразность слишком высоки, поэтому болезнь поразила всю Америку. В связи с современным вирусом Эбола этот апокалиптический сюжет стал выглядеть настолько реальным, что даже американский президент Барак Обама 15 октября отменил все свои поездки и сосредоточился на проблеме вируса в стране. Чем же этот африканский вирус так опасен? Можно ли его остановить и спасти людей, которые стали его жертвами? Как Эбола перешагнула океан и добралась до США? Об этом в расследовании The Dallas Telegraph
Кто такой этот Эбо́ла?
Эбо́ла — это, оказывается, река в африканской стране Заир (сегодня это государство называется Демократическая Республика Конго). Так вот, в бассейне реки Эбо́ла 38 лет назад и был выделен вирус, который вызывает т.н. геморрагическую лихорадку не только у людей, но и у обезьян и у некоторых видов парнокопытных. Медики называют лихорадку Эбола редким, но крайне опасным заболеванием. В первые годы, когда ученые еще не проводили никаких исследований и не искали панацеи от лихорадки, процент летальных исходов от вируса составлял примерно 90%. В наши дни, согласно информации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), средний коэффициент смертности – 50%. Правда, смертность от вспышки вируса Эбола 2014 года, по данным все той же ВОЗ, уже достигла 70 процентов…
Как Эбо́ла находит новые жертвы?
Вирус Эбола – кровавый, жестокий и очень заразный, поскольку он передается при прямом контакте с кровью, с выделениями слизистых оболочек верхних дыхательных путей и через поврежденные кожные покровы. Передается и замирает на период от 2 до 21 дня. В промежутке у пострадавшего резко подскакивает температура, ниоткуда появляется сыпь на теле, донимают головные боли и боли в горле, проявляется общая слабость, нарушение функций почек и печени… Но самое страшное то, что кровь у зараженных вирусом Эбола перестает свертываться. Основной причиной смерти от Эбола медики называют массивные кровотечения – из носа, легких, желудочно-кишечного тракта, половых органов у женщин.
С чего все началось?
Начиная с 1976 года, ученые фиксировали случаи вспышек вируса Эбола в разных африканских странах. Самыми массовыми стали вспышки 1976 года в Конго и Судане – тогда умерло свыше 300 человек. В 1995 году только в Демократической Республике Конго эта болезнь унесла жизни более 250 человек. Примерно столько же человеческих жизней в 2001-2002 году отнял в Уганде один из разновидностей Эбола – Суданский эболавирус. Ну, а самая крупная в истории человечества вспышка Эбола (тип Заирский эболавирус) зафиксирована в феврале-марте этого года. Она уже унесла жизни свыше 4 тысяч человек, заражено почти 10 тысяч человек и вирус распространился в Гвинее, Либерии, Сьерра-Леоне, Нигерии, Сенегале, Демократической Республике Конго, Испании, Германии и вот теперь в США.
В Африке болезнь распространяется по причине простой антисанитарии, недостаточной гигиены и из-за местных обычаев похорон, которые предполагают целование покойника перед погребением. Об этом говорят не только европейцы и американцы, которые помогают вышеназванным африканским государствам противостоять вирусу, но и местные чиновники. Так, либерийский президент Эллен Джонсон-Серлиф не скрывает, что «невежество и бедность, а также укоренившиеся религиозные и культурные традиции продолжают способствовать распространению болезни».
Медики жалуются, что местное население скрывает тела умерших от Эбола и вместо того, чтобы сжигать трупы, хоронит их. Оказывается, в Африке считается, что от того, как именно будет похоронен родственник, зависит не только его положение в загробном мире, но и благополучие оставшихся родственников в реальном мире. Поэтому тело умершего выносят на террасу дома и оставляют там на несколько дней, недель и даже месяцев. Все вокруг должны быть уверены, что душа покойного покинула его тело. Местные жители часто не верят медикам, считая их лечение не чем иным, как «канибалистическими практиками», поэтому силой забирают заболевших родственников «из плена» медиков, тем самым способствуя еще большему распространению вируса Эбола.
«Ну, это в Африке, – скажет читатель. – А как же Эбола пришла в США?»
Как вирус добрался до Америки?
20 сентября 2014 года в США вирус завез 42-летний Томас Эрик Дункан (Thomas Eric Duncan). В Либерии он работал на транспортную компанию в провинции Монровия. В США Дункан въехал по визе, которую получил для посещения родственников. Первые дни болезнь никак не давала о себе знать. Начальные симптомы, с которыми Дункан обратился 25 сентября в Texas Health Presbyterian Hospital, медики опознали, как ОРЗ и, вручив Дункану антибиотики, отправили домой. Проблема заключалась в том, что Дункан скрыл от работников госпиталя, что только что прилетел из Либерии. Техасские медработники же не смогли правильно распознать вирус Эбола просто потому, что никогда с ним не сталкивались, а на начальных этапах Эбола и ОРЗ имеют примерно одинаковые симптомы. Через три дня Дункана на «скорой» привезли в Пресвитерианский госпиталь. Его состояние в больнице стало критическим, и вскоре он умер. 48 человек, с которыми Дункан общался во время вызревания болезни, уже вне подозрения. Об этом заявил мэр Далласа Майк Роулингс.
Вторая и третья жертвы Эболы в США — медсестры Нина Фэм (Nina Pham) и Эмбер Джой Винсон (Amber Joy Vinson) были в числе других медработников, которые ухаживали за смертельно больным Дунканом. Проблема состояла в том, что они не знали, чем Дункан болен, пока не пришли результаты анализов. Естественно, никто не надевал защитных костюмов и не предохранялся. Ситуация достигла пика и породила панику, когда новостные каналы озвучили, что вторая медсестра Эмбер Джой Винсон полетела в Огайо навестить своих родственников. По дороге домой Винсон почувствовала легкое недомогание. Поскольку симптомы Эболы были не очевидными, медсестру посадили на самолет в cторону Далласа. Позже выяснилось, что в крови у нее обнаружили вирус Эбола.
Винсон уже перевезли в Атланту в Emory University Hospital, где раннее находились трое других жертв Эболы, которой они заразились во время своей миссионерской работы в Африке. Медсестру Фэн транспортировали в National Institutes of Health Clinic в городе Вефезда, штат Мэриленд.
Страхи и паника в американском обществе нагнетаются еще и потому, что до последнего времени не было четких инструкций на высшем уровне, как вести себя в условиях распространения смертельно опасного вируса. США были уверены, что Африка далеко и Эбола вряд ли долетит до Америки. Оказалось, что это не так. Проникновению Эболы в США также способствовала экономическая и политическая глобализация, взаимопроникающие связи культур, наций и социальной жизни. Нельзя винить Texas Health Presbyterian Hospital, что они не смогли правильно распознать диагноз у Дункана, как и медсестру Винсон, которую с признаками заболевания посадили на самолет с сотней других пассажиров. Кстати, власти обратились к пассажирам злополучных рейсов Даллас-Кливленд и Кливленд-Даллас и попросили их обратиться к медиками. Авиакомпания Frontier Airlines, которой принадлежат самолеты, подтвердила, что сотрудники рейса Кливленд-Даллас помещены за счет компании на 21-дневный карантин. Также под наблюдением находятся родственники медсестры и в Кливленде, и в Далласе.
Казалось бы, после нелепой ошибки со смертельным авиарейсом, на который посадили медсестру Винсон, вряд ли можно было бы ожидать повторения подобной истории. Но история, к сожалению, повторилась. В центре паники с вирусом Эболы оказались почти 4 тысячи отдыхающих с круизного лайнера Carnival Magic и больше тысячи человек обслуживающего персонала корабля. На четвертый день после того, как корабль вышел из Гальвестона в открытое море, выяснилось, что на борту находится сотрудница лаборатории, которая работала с заборами анализов Дункана. Когда в Белизе, где по плану остановился круизный лайнер, узнали об этом, то отказали не только медику в высадке на берег, но и всем пассажирам. Подобная ситуация повторилась и в мексиканском Козюмеле. Не помогло и вмешательство Госсекретаря США Керри. Пассажиры судна заподозрили неладное, и капитан вынужден был признаться во всем по громкой связи. У людей началась истерика — у кого-то громкая, у кого-то тихая. Ситуация подогревалась еще и тем, что по судну начали сновать толпами уборщики в масках и с ведрами с дезинфицирующими растворами. У некоторых людей появились страхи, что когда судно вернется в Гальвестон, их изолируют на несколько недель. Администрация корабля пообещала вернуть каждому пассажиру по 200 долларов за то, что корабль не смог зайти в порты Белиз и Козюмель.
Еще один случай Эбола в США. Пока не подтвержденный. Под подозрением заражения Заирским эболавирусом находится докторант университета Yale из города Нью Хэвэн, штат Коннектикут. Он только что вернулся из Либерии.
Как лечат жертв Эболы?
Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует делать переливание крови, вливая больному кровь пациента, который смог побороть вирус Эбола. Таким образом медики надеются, что антитела, содержащиеся в крови донора, помогут иммунной системе пострадавшего одолеть вирус. Например, доктор из Далласа Кент Брентли (Kent Brantly), работавший в Либерии с миссией «Сумка самарянина», выжил благодаря крови либерийского подростка, чей организм справился с геморрагической лихорадкой. То ли благодаря этому, то ли по какой-то другой причине Брентли остался жив и сдал кровь для трех других американцев — доктора-миссионера Ричарда Сакра (Richard Sacra), оператора телеканала NBC Ашока Мукпо (Ashoka Mukpo) и далласской медсестры Нины Фэм (Nina Pham). После переливания крови организм доктора Сакра также справился с болезнью, а вот Мукпо и Фэм все-таки были госпитализированы. Медики очень надеются на иммунитет пострадавших, который должен постепенно наработать защитные антитела. Многие страны закрыли авиасообщение с государствами, в которых свирепствует вирус Эболы.
Но… последняя вспышка Эбола осложняется еще и тем, что вирус сильно мутирует, и медики уже сумели зафиксировать 395 его мутаций. О чем и было сообщено в журнале Science. «Каждый случай заражения представляет собой новую возможность для мутации», — считает Пардис Сабети (Pardis Sabeti), генетик Broad Institute при Гарвардском университете в Бостоне. Пять известных штаммов вируса Эбола способны заразить человека, а тот, который стал причиной последней вспышки, был ранее идентифицирован как EBOV, а еще его называют «Заирский эболавирус» (Zaire ebolavirus).
Есть ли панацея от геморрагической лихорадки?
Нет! Не существует ни вакцины против возбудителя заболевания, ни методов эффективного лечения патологии. Ученые считают, что лицензированная вакцина от Эбола появится только через несколько лет. В Америке над вакциной работает в том числе и вирусолог с кафедры микробиологии и иммунологии медицинского факультета Техасского университета в Гальвестоне Томас Гайсберт (Thomas Geisbert). Профессор Гайсберт изучает Эболу в течение последних 26 лет своей научной карьеры. Вакцины, а их было разработано несколько, активно испытывались на обезьянах, но когда речь заходила о том, чтобы проверить вакцины на людях, по словам ученого, почему-то начинались бюрократические проволочки. Правда, ситуация в последние недели критически поменялась. В США в эти дни начались первые испытания канадской версии вакцины от лихорадки Эбола на людях. Разработчиком этой вакцины является Министерство здравоохранения Канады.
Хотя мир знаком с Эболой уже почти 40 лет, но вакцина до сих пор не была разработана по причине того, что крупные фармацевтические корпорации были совсем не заинтересованы в этом. Африканцы — народ бедный, вряд ли они смогли бы принести огромные прибыли, покупая вакцину у западных фармацевтических компаний, да и пострадавших от этого вируса до сих пор было не так уж и много. Правда, сейчас, с приходом Эбола в США, так уже никто не думает. Как пример, фармацевтический гигант GlaxoSmithKline, который проводит активную разработку и испытание своего типа вакцины от Эбола. Японские ученые также включились в процесс спасения мира от вируса Эбола.
Естественно, не остались в стороне от этого процесса и африканские страны. Например, в Мали, которая граничит с Гвинеей, подвергшейся вспышке вируса, активно началась работа по разработке вакцины. В любом случае, ученым потребуется от нескольких месяцев до нескольких лет, чтобы остановить болезнь. Вопрос только в том — есть ли у человечества это время?
Кто зарабатывает на Эбола-панике?
Читатель, помните эпидемии свиного и птичьего гриппов? Помните волны истерии, которые накатывали на общество? Тогда на этом изрядно заработали фармацевтические компании. Лихорадка Эбола не является в этом смысле чем-то новым — кто-то сеет панику, а кто-то на нее неадекватно реагирует. Именно из-за паники в американском обществе к нации обратился президент США Барак Обама.
В своем обращении президент подчеркнул, что отвечать на подобные Эболе вызовы – это не только работа правительства и органов здравоохранения, но и всех жителей США, а также лидеров общества и медиа. Обама подчеркнул, что Эбола – это серьезный вызов, но «мы не должны подвергаться истерике и давать место страхам, поскольку это искажает правдивую информацию о заболевании, в которой люди так нуждаются». Обама признался, что сам обнимался с докторами и медсестрами, которые лечили пациентов с Эболой, а также встречался в Овальном офисе с теми, кто излечился от Эболы. И при этом президент нормально себя чувствует.
Обама взял на себя ответственность остановить эпидемию в Западной Африке еще и потому, чтобы сохранить США. Он упомянул о медицинских работниках и военных, которые помогают западно-африканским странам справляться с эпидемией. Ранее американские власти заявляли, что выделят для данного африканского региона миллиард долларов и три тысячи солдат для оказания медицинской и материально-технической помощи.
Также, чтобы успокоить общество президент Обама назначил координатора по борьбе с лихорадкой Эбола. Им стал Рон Кляйн (Ron Klain), бывший начальник аппарата сотрудников вице-президентов Альберта Гора и Джозефа Байдена.
… В то время, как страх Эбола парализует многих американцев, всегда находятся те, кто делают деньги на людских слабостях. На этот раз продюсер Линда Обст (Lynda Obst) и режиссер-постановщик Ридли Скотт (Ridley Scott) по заказу Fox TV Studios начали работу над телесериалом об Эболе… Как говорится, кто-то теряет, а кто-то находит…
От редакции: На момент публикации этой статьи медсестра Нина Фэм поборола Эболу спустя 13 дней после того, как у нее обнаружили этот смертельный вирус. 24 октября ее отпустили из госпиталя. В тот же день ее принимал в Овальном кабинете президент США Барак Обама. Президент обнял выжившую медсестру.
Людмилы Таран
Фото мировых фотоагентств
You must be logged in to post a comment.