Лучшие картины Оскара 2012 года: «Midnight in Paris»

 

Портал www.SlavicVoice.org продолжает обзор фильмов, выдвинутых на Оскар-2012 года в номинации “лучшая картина года”.

Увидеть Париж и умереть можно уже после первых кадров фильма режиссера Вуди Аллена (Woody Allen) «Полночь в Париже» («Midnight in Paris»).

Гил Пендер и экскурсовод, в роли которого снялась Карла Бруни

Несколько начальных мгновений картины — это визуальная экскурсия по летнему Парижу с его культурно-историческим достоянием, цветущими улицами, расслабленными туристами, изумрудными парками и садами. Не зря главный герой фильма – американский писатель Гил Пендер (актер Оуэен Уилсон – Owen Wilson) так мечтает остаться в этом городе, хотя бы накоротко. «Я люблю этот город в 1920-ые годы в дождь», – рассказывает он своей невесте Инесс (актриса Рейчел МакАдамс – Rachel McAdams) в самом начале картины.

«Midnight in Paris» номинирован на предстоящем Оскаре-2012 в четырех номинациях – лучшая картина, лучший режиссер, лучший оригинальный сценарий, лучший арт-директор фильма.

Париж – это город Родена и Фитцджеральда, Пикассо, Дали и Гертруды Стайн, он живой, он дышит своим интеллектуализмом, своим очарованием и красотой. Но для Инесс — это город каменных памятников, рисованных картин и вечной сырости, от которой умер Роден. И она ни за что бы не променяла американский Малибу на этот тесный Париж.

Ее жених Гил Пендер уже добился кое-чего в жизни — под двум его произведениям сняли фильмы в Голливуде. Но он мечтает о большем — написать роман, как Хемингуэй, как Фитцджеральд. Но этого не понять ни его ветреной невесте, до сих пор очарованной своей школьной любовью, а ныне приглашенным для чтения лекций в Сорбоне профессором Полом Бейтсом (актер Майкл Шин – Michael Sheen), ни ее педантичным и основательным родителям. И поэтому, когда однажды ночью Гил приглашает Инесс совершить вместе с ним путешествие в прошлое, тем самым доверяя ей самые тайные желания сердца, она оказывается капризной, нетерпеливой и непоследовательной девушкой, не желающий узнавать внутренний мир своего будущего супруга.

Сразу после полночи в Париже с тем, кто их желает, происходят чудеса. Главный герой фильма попадает в свои любимые 1920-ые годы, где встречается с молодым Хемингуэем, Стайн, Дали, супругами Фитцджеральд и многими другими великими людьми этого «золотого» для Парижа времени. Прошлое оживает не только в фильме, но и для внимательного зрителя.

Супруги Фитцджеральд

Героя кто-то может пожурить за то, что он живет двойной жизнью — дни проводит в скучных походах по магазинам со своей невестой и ее мамой, а ночами возвращается в свою мечту — Париж 20-ых годов 20 века. Можно осудить Гила за роман с пассией Пикассо и Хамингуэя — красавицей Андрианой (актриса Марион Котийяр – Marion Cotillard ), но писатель сумел вовремя остановиться во всех смыслах этого слова. А вот Адриана, приехавшая в Париж из провинции учиться дизайну у самой Коко Шанель, не смогла пересилить искушение настоящего и осталась в Париже эпохи 1890-ых годов — в компании Тулуз-Лотрека, Гогена и Дега. Эти гении своего времени, в свою очередь, считали свое время никчемным и оказаться в эпохе Тицианна для них было самым великим благом. Наверное, и для них бы заработала «машина времени» Вуди Аллена, если бы режиссер дал возможность для своей фантазии. Но режиссер вовремя остановился, сумев придержать и своего героя.

Можно с простительной улыбкой относится к страхам Гила, что в 1920-ых годах не было кондиционеров, пенициллина и обезболивающих уколов. Но Гил — всего лишь продукт своего времени и проекция страхов самого Вуди Аллена.

Фильм еще до своего представления вызвал обсуждения в прессе и обществе из-за того, что эпизодическую роль экскурсовода в нем сыграла жена президента Франции Николя Саркози — Карла Бруни. Вуди Аллен вспоминает: «Я сказал ей: «Это у вас много времени не займет. Не надо будет репетировать – просто приедете на пару дней и сниметесь». «Она ответила: «Да, это было бы забавно. Я с удовольствием буду рассказывать внукам, что снималась в кино». Очарование и простота Бруни покорила главного героя фильма – актера Оуэна Уилсона: «Она так мило и естественно вела себя со мной и всей съемочной группой! Это настоящий посол своей страны».

«Трудно представить более американского режиссера, чем Вуди Аллен, – американского в хорошем смысле. И несмотря на эстетику, антураж, французскую речь, «Полночь в Париже» – это совсем не французское кино, это взгляд влюбленного в Париж американца. И этот взгляд нам ближе, чем взгляд парижанина», – написали российские кинокритики.

И добавить к этому можно только то, что «Полночь в Париже» – это сказка для взрослых, для кого-то уже ставшая былью, а для кого-то все еще оставшаяся недостижимой мечтой…

И, как каждый правоверный мусульманин однажды в жизни совершает хадж в Мекку, так и каждому романтику, эстету и интеллектуалу нужно однажды увидеть Париж, чтобы потом отнюдь не умереть, а продолжать жить, при этом желая снова вернуться в город Шарля Азнавура, Мирей Матье, Адамо, Патриссии Каас, Эдит Пиаф, Ален Делона…

Людмила Качкар, вице-президент Slavic Voice of America Media Group

Другие публикации по теме:

Лучшие картины Оскара 2012 года : «The Help»

Comments are closed.