Лучшие картины Оскара 2011 года: «Moneyball»

Портал www.SlavicVoice.org предлагает вам обзор еще одного фильма, который номинирован на Оскаре-2012 года, как лучший.

Когда мы с мужем взяли фильм «Moneyball» в прокат в RedBox — особенно не обольщались — думали, что, скорее всего, это очередной скучный спортивный фильм. Скажу честно, мы не являемся большими специалистами в области спорта и имеем за плечами только опыт просмотра нескольких Суперболов и Олимпиад. И, если бы не шесть номинаций на Оскар (лучший фильм, лучший актер, лучший актер второго плана, лучший сценарий по литературному произведению, лучшая редакторская работа, лучшее сведение звука в нескольких категориях), скорее всего, и не посмотрели бы никогда эту картину. Опасались большого количества спортивных терминов, незнания правил игры и всего того, что связано с бейсболом.

Фильм, действительно, изобиловал бейсбольными терминами. Но, оказалось, что картина не о самом популярном в США виде спорта, а о его теневой стороне — о спортивном менеджменте. Это та сфера жизни, собственно говоря, как и сам бейсбол, с которой ранее сталкиваться мне не доводилось. Поэтому с интересом посмотрела фильм, настроившись на то, что я должна открыть для себя и эту сторону жизни в Америке.

Не могу сказать, что сюжет увлекательный. Не буду утверждать, что фильм смотрится на одном дыхании. Но, по большому счету, картина мне понравилась. И, конечно, игра Бреда Питта (Brad Pitt), который не только снялся в главной роли, но и выступил продюсером фильма только украсила Moneyball.

Странно, что в российском прокате название фильма, составленное из двух слов «деньги» и «мяч» перевели, как «Человек, который изменил все». Главный герой фильма – генеральный менеджер Оклендской бейсбольной команды «Oakland Athletics» Билли Бин (Billy Beane), действительно, изменил бейсбол не только в фильме, но и в жизни. Фильм снят по книге Майкла М. Льюиса, изданной в 2003 году. На самом деле, метод подбора игроков, придуманный Питером Брэндом (актер Джон Хилл – Jonah Hill) — по сюжету выпускником экономического факультета Йеля и опробованный на бейсбольном поле Бинном, изменил бейсбол, но он не изменил Америку, он не изменил и самого главного героя. И объясню почему.

«Moneyball» о том, как бейсбольная команда с невысоким бюджетом из калифорнийского Окленда вынуждена выживать, лишившись хороших игроков, которых перекупили миллионерские команды.

Спорт — это не только азарт, это в большей степени цинизм, когда ты, чересчур выложившись на поле и в результате получив травму, навсегда можешь оказаться на обочине жизни. Так и случилось с одним из игроков, которого вернул к жизни дуэт Бин-Брэнд. Но для того, чтобы одного игрока вернуть к спортивной жизни — другого нужно или продать, или уволить. Бейсбол, как, скорее всего, и футбол, и любой другой вид спорта — это шахматная партия, где тобой, как фигурой, переставляют спортивные менеджеры, владельцы команд.

Как мне кажется, одним из самых сильных моментов фильма стал сюжет, когда герой Бреда Пита увольняет одного из спортсменов, лаконично объясняя ему, что в команде не может быть 26 игроков. Жертва смотрит на уже бывшего начальника с надеждой, у него все еще осталась соломинка, что он окончательно не потерял работу и не оказался «за бортом»: «Ты продал меня кому-то?» (Имеется ввиду, взяла ли другая команда игрока на работу). Бин отрицательно мотает головой. И в такие минуты можно ненавидеть главного героя. Кажется, он избавляется не от человека, у которого семья, какие-то финансовые обязательства. Кажется, спортивный менеджер избавляется от потрепанной игрушки.

Билли Бин даже учит своего нового советника из Йеля, как правильно увольнять игроков. И это тоже со стороны может выглядеть циничным. Можно сказать, что это делается ради большой цели, ради больших достижений, ради будущего бейсбола, ради еще много чего…

И вот тут возникают вопросы из области морали: Все ли позволено ради большой цели? Можно ли для блага мира переступить через отдельно взятого человека?

Можно, конечно, и не увидеть за Большой Идеей отдельно взятую личность. Можно сказать, что Бин-Брэнд придумали гениальный метод эффективности игроков — неэффективных уволить, а «счастливчиков» с потенциалом оставить. Но даже у самых гениальных игроков случаются спады и подъемы. Возьмем, к примеру, Овечкина из такого близкого и родного российскому человеку хоккея. Вот решил Овечкин жениться, влюбился и во время «ледовых побоищ» начал думать и концентрироваться не на клюшке и шайбе, а на образе любимой женщины. В итоге команда в лузерах (вся надежда была только на Овечкина!), болельщики разочарованы, владельцы команды и инвесторы теряют свои доходы и дальше по цепочке… Как с этим быть? Спортсмены не машины, они живые люди со всеми вытекающими из этого последствиями.

Да и сам главный герой фильма Билли Бин, выбравший между учебой в Стэнфорде и бейсбольным полем, надеясь исключительно на победы, чаще оказывался на скамейке проигравших. Скорее всего, это и надломило его, и он решил попробовать себя на поприще спортивного менеджмента.

Иногда кажется, что в Билли Бине одновременно живут две личности — менеджер-гений и неудачник-бейсболист. И когда личность неудачника пересиливает, Бин каждый раз уходит с матча в самый ответственный для команды момент игры. Своему ассистенту из Йеля он это так объясняет: «Я никогда не остаюсь на матчах», но при этом добавляет: «Но ты присылай мне смски о каждом повороте игры». Кажется, в это время герой Бреда Питта качает мышцы в спортивном зале, но вся его сущность там, на поле, с игроками его команды. Внутренний страх не дает ему покоя, он овладевает всей его сущностью. И, кажется, говорит ему: «А вдруг идея того, другого, живущего в тебе, гения спортивного менеджмента окажется провальной?» И вот уже лузер, живущий в Бине, уже почти одержал верх, когда дочь спросила Бина: «Папа, а ты что теряешь работу?» «Откуда ты знаешь?» «Я читаю Интернет». В тот момент Билли Бин справился с собой: «Пожалуйста, не читай Интернет, лучше читай газеты и смотри телевизор».

Успех метода Билли Бина отнюдь не в том, что Йельский ассистент рассчитал, а Бин, поверив ему, нанял на работу рекомендованных им игроков. Ситуация кардинально изменяется, когда герой Бреда Питта, до того избегавший близкого общения с командой, начинает говорить с игроками. Он рассмотрел в каждом из них личность. И спортсмены, поверив своему кумиру, что они не какие-то лузеры, что они команда победителей, начали выигрывать — игра за игрой — пять побед, семь, десять, пятнадцать, двадцать. Такого в истории бейсбольной Америки еще не было.

В одночасье Билли Бин превратился из рядового и никому не известного менеджера команды «Oakland Athletics» в героя всей Америки. Он стал желанным для всех американских бейсбольных команд. Настолько желанным, что владелец команды «Boston Red Soсks» предлагает ему контракт в 12,5 миллионов долларов.

«Это сделает тебя самым высокооплачиваемым спортивным менеджером бейсбола», – восклицает Питер Брэнд. На что герой Бреда Питта отвечает, что «деньги это не главное» и рассказывает историю того, как однажды он уже доверился деньгам, и они его предали. Питер Брэнд тогда не понял своего начальника. Не понял его, наверное, и владелец «Boston Red Soсks».

Фильм заканчивает голос за кадром, рассказывающий, что Бостонская команда без участия Бина внедрила апробированный им метод и через два года стала победителем Чемпионата США по бейсболу.

А что же Билли Бин? Какая сущность, живущая в нем — лузера-бейсболиста или гения-менеджера одержала победу?.. Наверное, на этот вопрос, каждый из зрителей картины должен ответить самостоятельно, потому что для каждого поступок Бина, отказавшегося от миллионов, выглядит по-разному…

Людмила Качкар, вице-президент Slavic Voice of America Media Group

От редакции: Как бы вы, читатели, перевели название фильма «Moneyball». Наша версия – «Драгоценный мячик», который парит над стадионами и овладевает душами и мыслями миллионов…

Другие публикации по теме:

Лучшие картины Оскара 2012 года : «The Help»

Лучшие картины Оскара 2012 года: «Midnight in Paris»

Comments are closed.