Капитан медицинской службы Любовь Вельтман даже в свои почти 95, как всегда, в строю!
[Даллас, Техас] В сознании многих людей сложился стереотип: воевать — исключительно мужское дело. При этом мы забываем, что тысячи женщин в годы второй мировой войны занимались этим так называемым «мужским делом». И наравне со своими отцами, братьями, мужьями приближали всенародную победу, разгромив немецко-фашистских захватчиков.
Одна из таких женщин — капитан медицинской службы в отставке Любовь Вельтман. С 1991 года она живет в Далласе. Как и многие другие непосредственные участники второй мировой войны, она не любит много рассказывать о годах, проведенных на фронтах, полагая, что ничего героического не сделала. Любовь Вельтман считает, что просто выполняла свой долг рядового гражданина СССР, делая то, что делали миллионы таких же женщин, как она, в годы военного лихолетья.
И все же из ее скупого рассказа нам удалось воссоздать фронтовой путь нашей героини. Война застала Любовь Наумовну в Одессе, где она училась в медицинском институте. До окончания ВУЗа не доставало всего года, но дольше оставаться в Одессе она не могла, — бои с фашистскими захватчиками шли уже у города. Поэтому наша героиня решила эвакуироваться в Баку, где проживали ее родственники, а местный мединститут продолжал обучать студентов. Уже в Баку, в 1942 году, она получила высшее медицинское образование и в числе других выпускников была направлена в Тбилиси на краткосрочные курсы, готовившие военных нейрохирургов. И уже после их окончания поездом прибыла в Москву, где молодые врачи получали назначение в действующую армию.
Люба Вельтман в звании старшего лейтенанта медицинской службы была направлена в Харьков, в прифронтовой госпиталь, находившийся в шести километрах от линии фронта. Там, в составе Четвертого Украинского фронта, и началась ее военная биография. Вместе с этим госпиталем она прошла через всю Украину, Польшу, а затем, с войсками Первого Белорусского фронта в составе Шестьдесят девятой армии, закончила войну в Германии.
«Конечно, — вспоминает Любовь Наумовна, — было нелегко. В тяжелейших условиях приходилось проводить самые сложные хирургические операции. Чего только не приходилось делать: и обрабатывать раны самой различной тяжести, и спасать людей от страшных ожогов, а иногда, когда не было другого выхода, ампутировать верхние или нижние конечности, чтобы вернуть раненых к жизни. Нередко приходилось проводить операции, когда единственным источником освещения были фары автомашин, когда не хватало перевязочных материалов, элементарных лекарств, обезболивающих средств, когда наркоз заменялся мужеством раненых, волей и целеустремленностью врачей».
Высокий профессионализм Любы как хирурга, ее мужество и настойчивость в решении непростых задач были должным образом оценены командованием госпиталя. Начав свой фронтовой путь в должности рядового врача-ординатора, к концу войны она уже возглавляла хирургическое отделение этого госпиталя. Любовь Наумовна была награждена двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны второй степени и 10 медалями. В их числе — «За победу над фашистской Германией», а также «За участие во взятии Будапешта и Берлина», «За освобождение Польши» и юбилейные медали. В личном архиве капитана медицинской службы Л. Вельтман хранится восемь благодарностей от Верховного Главнокомандующего. Хотелось бы подчеркнуть, что в годы войны благодарность от первого лица в государстве значила не меньше, чем самая высокая правительственная награда. Пожелтевшие от времени, но не потерявшие своего нравственного значения, эти благодарности позволяют проследить боевой путь, пройденный Любовью Вельтман на завершающем этапе войны. А это участие в форсировании Одера, в освобождении польских городов Хелм, Радом, Лодзы, и в операции на Висле, и во вторжении в Бранденбургскую провинцию, и, наконец, во взятии Берлина.
День Победы Любовь Наумовна встречала в 1945 году в столице поверженной Германии. Вместе со своими боевыми товарищами она побывала у стен рейхстага. Там ликующие победители оставили свои подписи. Оставила их и капитан медицинской службы Вельтман. Она тогда написала: «Я из Баку. Здесь была и оставляю свою подпись. Люба Вельтман. Май 1945 года».
Вскоре после завершения Берлинской операции, коллектив госпиталя был награжден Орденом Красной Звезды. В указе президента Верховного Совета СССР отмечалось, что госпиталь награждается в связи с тем, что подавляющее большинство лечившихся в нем воинов успешно восстанавливали свое здоровье и затем могли продолжать борьбу с немецко-фашистскими захватчиками.
«Эта награда, — рассказала нам Любовь Наумовна, — вызвала большой патриотический подъем в нашем коллективе. Все считали, что в этой награде есть и доля их труда, самоотверженной борьбы с гитлеровцами. И мне было приятно сознавать, что я в эти тяжелые для страны годы не осталась в стороне от всенародной борьбы с фашизмом, что внесла и свой вклад в их разгром».
После окончания военных действий Любу не сразу демобилизовали. Еще два года она прослужила в Баку в гарнизонном госпитале. А затем еще 45 лет, вплоть до 1991 года, оставалась верной клятве Гиппократа, работая в различных медицинских учреждениях столицы Азербайджана. Как и в годы войны, работая хирургом-онкологом, она упорно и настойчиво боролась за жизнь каждого больного, пытаясь вырвать их из клещей смерти.
С особой теплотой она всегда вспоминала своих фронтовых друзей, пыталась представить, как бы они решили возникавшие у нее проблемы, главным образом, профессионального характера. Потому с большим энтузиазмом побывала на двух встречах с фронтовыми друзьями в Москве — в 1975 и в 1980 годах. Было интересно, прежде всего, увидеться с теми, с кем так сблизилась за годы войны, побеседовать с ними в предельно откровенной обстановке, узнать, как проходила их адаптация к условиям мирной жизни, с какими трудностями они встретились, и как удалось их преодолеть.
Жизнь Любови Наумовны в послевоенные годы трудно назвать безоблачной. Еще в годы войны, в 1942 году, она встретила своего будущего мужа — врача-хирурга Давида Исааковича Мангайта. В любви и согласии пара прожила 44 года. Но в 1987 году, в возрасте 58 лет, после тяжелой болезни Давид скончался. Даже овдовев, Любовь Наумовна сумела найти в себе достаточно нравственных сил и воли, чтобы продолжить свою активную деятельность. Она стала главой семьи. К тому времени повзрослела дочь и появились две внучки. И если ей удалось не оказаться в этих условиях слабой, то только потому, что сказалась ее фронтовая закалка.
Однако дальнейшая жизнь семьи Вельтман была омрачена драматическими межнациональными событиями в Азербайджане в 1991 году. В Баку, всегда считавшимся городом интернациональной дружбы, участились проявления грубого и откровенного национализма. В той сложной обстановке многие русскоязычные семьи начали покидать республику Азербайджан. Среди них была и семья Вельтман, которая в 1991 году переехала в Даллас.
В Техасе Вельтманы были тепло встречены местными властями и еврейской общиной. Им предоставили удобное жилье, возможность трудоустроиться и начать новую жизнь. Любовь Наумовна смогла переехать в дом для пожилых людей (так называемый Мидпарк) и начала получать пособие. А ее дочь Виола, которая к тому времени уже более 20 лет проработала в Баку, продолжила в Техасе семейные медицинские традиции. 20 лет она отработала в Америке врачом-потоморфологом, выйдя на пенсию в сентябре 2012 года. Супруг Виолы, Григорий, как и в Баку, так и в Далласе, работал инженером-электронщиком. Старшая внучка Любови Наумовны по профессии график-дизайнер, а ее супруг Геннадий занят в сфере компьютерных технологий. Их дети, правнуки Любви Наумовны, еще школьники. И хотя Даниэлу только 12 лет, а Алену 6 лет, старшие Вельтманы им часто указывают на то, какое счастье, что дети родились в Америке, где общество постоянно заботится об их благополучии и нормальном всестороннем развитии. И они, к счастью, не знают всех тех ужасов войны, которые пережила их прабабушка. Младшая внучка Александра продолжила традиции семьи, — она трудится в системе медицинского обслуживания.
Любовь Наумовна встретила в Далласе немало людей, иммигрировавших из различных регионов бывшего СССР, судьба которых во многом похожа на ее собственную. С ними она проводит много времени. Они постоянно ездят на экскурсии по Далласу и по Техасу. Но с особой теплотой Любовь Наумовна вспоминает ежегодно проводимые пансионатом «Шалом» мероприятия, посвященные Дням Победы, встречи с ветеранами войны и труда. На такие вечера нередко приглашаются американские ветераны второй мировой войны. «И хотя, — вспоминает Любовь Наумовна, — они говорят на английском языке, но перевод нам не требуется. Ведь они рассказывают о том, что волнует всех нас, о том, как важно завоеванный послевоенный мир сохранить на вечные времена».
Любовь Наумовна Вельтман бережно хранит альбом с фотографиями военных лет, на которых запечатлен боевой путь, пройденный ею в годы войны. Она часто показывает фотографии дочери, внучкам и правнукам, вспоминая многие эпизоды, связанные с фронтовыми буднями. Она надеется, что правнуки сохранят в своей памяти все то, что сделало для них старшее поколение.
В заключении Любовь Наумовна попросила через газету The Dallas Telegraph передать благодарность правительству и народу США. Благодарность за то, что они дали возможность иммигрантам жить в свободном и демократичном обществе…
Леонид Белявский
Фото Сергея Тараненко