Легендарная семья Иоффе
[Даллас, Техас] …Перебираю фотографии семьи Иоффе, представители которой активно участвовали в Великой Отечественной войны. Они были награждены за свои подвиги, проявленные мужество и героизм в борьбе с фашистскими захватчиками высокими правительственными наградами.
В Далласе живет Иосиф Миневич — племянник Сары Иоффе (в девичестве Миневич), супруги главы семьи Иоффе Исаака. Наш земляк Иосиф Миневич и рассказал мне историю своей героической семьи.
Война застала семью Иоффе в белорусском городе Бобруйск, расположенном сравнительно недалеко от советско-германской границы. Буквально в первые же дни войны гитлеровцы захватили этот город. Исаак Иоффе вместе с другими бобруйчанами буквально под огнем врага успели уйти из города вместе с отступавшими частями советских войск. Ему довелось сражаться с оккупантами почти всю отечественную войну: участвовать в оборонительных боях на белорусской земле, в защите западных областей России, а затем быть непосредственным участником разгрома фашистских войск под Сталинградом, где Исаак был тяжело ранен. Именно там Иоффе встретился со своим сыном Григорием, также воевавшим на Сталинградском фронте. В 1944 году, участвуя в боях в составе 1-го Украинского фронта, Исаак получил второе тяжелое ранение, после которого был отправлен в запас. После демобилизации он поехал в Куйбышев (ныне Самара), куда, спасаясь от гитлеровских захватчиков, эвакуировалась его жена Сара с младшим сыном Ефраимом.
Сара все годы войны была, как тогда говорили, «бойцом трудового фронта», работала в столовой общепита, таким образом внося свой скромный вклад в снабжение тружеников тыла, ковавших победу над германским фашизмом.
У четы Исаака и Сары Иоффе было три сына и одна дочь. И все они воевали на фронтах Отечественной войны. Старший сын Лева еще до начала войны был призван в ряды вооруженных сил. После окончания военно-воздушного училища в Ленинграде, он служил в боевых авиационных частях, действовавших на Северном фронте, участвовал в боях с гитлеровцами, пытавшимися помешать караванам американских и британских судов доставлять в советские порты Мурманска и Архангельска грузы военно-стратегического назначения.
Средний сын, Григорий, по достижению 17 лет, в 1942 году, был призван в ряды действующей армии, участвовал в исторической Сталинградской битве. В 1943 году он был направлен в белорусский город Брест, где в должности начальника погранзаставы охранял государственную границу Советского Союза. Вместе с ним в приграничном поселке работала его жена Ольга. Будучи педагогом по образованию, она преподавала в местной школе. При этом Ольга постоянно заботилась о быте и других нуждах офицеров и солдат, служивших на заставе, шефствовала над местным медучастком, помогала находившимся там на лечении военнослужащим.
Младший сын, Ефраим, родившийся в 1927 году, был представителем последнего призывного возраста. Из этих молодых людей комплектовались воинские части на завершающем этапе Отечественной войны. Оказавшись в частях Советской армии в 1944 году, он еще успел принять участие в освободительном походе Красной Армии в страны Восточной Европы.
Родственники Ефраима по линии супруги также были участниками Великой Отечественной войны. Так, его тесть (отец жены) Зяма воевал в партизанском отряде, а после освобождения Белоруссии, — в частях Советской Армии. В ходе боев он был дважды ранен.
В военных действиях участвовали не только мужчины семьи Иоффе. Их дочь Сима всю войну проработала в прифронтовой полосе, была поваром на армейской кухне. Думаю, что каждый ветеран согласится с тем, что от ее скромной работы в какой-то степени зависело боевое настроение воинов, их готовность идти до конца, сражаясь с врагом. Сима Иоффе с одной из воинских частей в качестве повара прошла всю войну, завершив свою работу в 1945 году в Германии.
В послевоенные годы по-разному сложилась судьба членов семьи Иоффе. Старший сын Лева работал диктором Белорусского радио. Его звонкий голос, умение четко и ясно доносить до каждого радиослушателя смысл и значение излагаемого сообщения снискали Льву большую популярность. Правда, руководители белорусского радиокомитета, видимо не до конца освободившись от груза антисемитских настроений, фамилию диктора Иоффе заменили на Володин.
Средний сын, Григорий, после демобилизации в 1961 году, по совету своих армейских друзей, согласился возглавить в белорусском городе Гомеле отдел внутренних дел. В то время в республике резко возрос уровень преступности, имели место частые нарушения законности, преступления против безопасности граждан, увеличение фактов коррупции, хищение государственной собственности. И потому в правоохранительных органах возросла потребность в честных, принципиальных и грамотных работниках. Начав новую работу весьма энергично и решительно, Григорий все более убеждался, что многие нарушения законности происходят из-за порочности системы, когда настоящие преступники уходят от ответственности, а за решеткой оказываются невинные люди. Понимая, что систему не перестроить, он уволился из органов МВД.
Младший сын Иоффе, Ефраим, после демобилизации окончил в Самаре институт железнодорожного транспорта, а затем в Минске — строительный факультет политехнического института. Будучи инженером-строителем с двумя высшими образованиями, он долгое время работал в столице Беларуси на радиозаводе. Но очень скоро убедился, что на предприятии имеют место серьезные перекосы в кадровой политике. Его знания, опыт работы не учитывались администрацией, а другие, малообразованные, далеко не всегда профессионально компетентные работники, к тому же морально нечистоплотные, сравнительно легко продвигались по службе, стали занимать престижные должности. После взрыва на заводе, когда следственные органы установили непричастность к этому Ефраима, он уволился с предприятия.
К концу 1980-х годов у всех трех братьев Иоффе созрело желание уехать из Белоруссии. И это несмотря на то, что много важных событий было связано с этой республикой. В 1989 году они переехали в Израиль, в город Хайфу, и включились в работу ветеранских организаций новой родины. Во время встреч с русскоязычной молодежью призывного возраста, они вспоминали, какой тяжелой и кровопролитной была Великая Отечественная война, какой ценой досталась советскому народу победа над германским фашизмом. Они понимали и подчеркивали, как важно укреплять обороноспособность Израиля, окруженного арабскими государствами.
С особым патриотическим подъемом и энтузиазмом каждый раз они отмечают праздник, посвященный дню Победы. В этот день братья Иоффе надевают свои парадные мундиры, на которых блестят их боевые награды, полученные за участие в разгроме немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Как правило, они всегда в первых рядах участников победного парада, а затем, забыв на время о своем возрасте, активно участвуют в весельях, танцах и других мероприятиях, устраиваемых ветеранскими организациями Израиля.
Недавно Григорий с большой гордостью прислал своим родственникам, живущим в Далласе, фотографию, напечатанную в одной из израильских газет. На ней запечатлено, как он после парада, посвященного дню Победы, на центральной площади Хайфы танцует вальс со знаменитой партизанкой из Белоруссии Машей. На другой фотографии запечатлены фронтовики Лев и Григорий с внуком Ильей – солдатом армии обороны Израиля.
Семья Сары Миневич-Иоффе также активно участвовала во Второй мировой войне. У нее было три брата и сестра, которые мужественно воевали с немецкими фашистами. Один из братьев, Лев, дважды был ранен и умер от ран. Непростая биография была у другого брата — Михаила. Оказавшись в одном из боев раненым, он был взят в плен, где скрыл, что работал директором школы и назвался портным. Поскольку среди пленных было много татар, Михаил также назвался татарином. Но кто-то из пленных его предал, и Михаила повели на расстрел. Местные крестьяне вступились за Михаила, убедив оккупантов, что он житель этих мест и не имеет отношения к евреям. Впоследствии ему удалось бежать из плена и присоединиться к одной из частей Советской Армии. В этих боях он был дважды ранен. Но вернуться к прежней работе директора школы он уже не смог, проработав оставшуюся жизнь учителем. Местные власти не смогли поверить, что он, будучи евреем, выжил в плену и никого не предал. Младший брат, офицер Наум в 1942 году погиб смертью храбрых. Сестра Фрида прошла всю войну и закончила ее в Берлине. Таков был достойный вклад семьи Миневич в победу советского народа над германским фашизмом.
Истории семей Иоффе и Миневич развенчивают советскую легенду о том, что якобы евреи не принимали участия в боевых действиях против немецко-фашистских войск, отсиживаясь в Ташкенте. Согласно данным Центрального архива российских Вооруженных сил в Подольске, в годы войны в советских войсках служили 501 тысяча евреев, то есть каждый пятый еврей, учитывая мужчин, женщин, детей и стариков.
За годы войны погибло в боях, умерло от ран и болезней, пропало без вести 198 тысяч военнослужащих-евреев, что составляет 39,6% от их общего количества. «Это, — пишет писатель, полковник М. Штейнберг в своей книге «Еврейский щит СССР», — еще одно подтверждение, что евреи сражались в боевых порядках, на переднем крае, на тех же позициях, что и остальные воины». Более того, он сравнивает безвозвратные потери советских Вооруженных Сил в целом с такими же потерями еврейских солдат и офицеров. Общие потери советской армии составили 8,6 миллиона человек или 25% от их общего числа, а евреев, как уже отмечалось, свыше 39,6%. Из этих, на первый взгляд, сухих цифр, писатель сделал вывод: «Евреи сражались храбро и самоотверженно, и сам факт их относительно высоких потерь говорит о том, что были они не в тылу, а на переднем крае военных действий».
За годы войны 135 евреям было присвоено звание Героя Советского Союза, в их числе две трети (или 98 солдат и младших офицеров) заслужили это высокое звание за личный героизм и самопожертвование в боях с врагом. Примерно трети из их числа (или 45 воинам) присвоили это звание посмертно, а 8 бойцов еврейского происхождения погибли после того, как им было присвоено звание Героя Советского Союза. По числу Героев Советского Союза среди народов СССР евреи занимают 5 место, а в процентном отношении они на 3 месте. Кроме того, по неполным данным, к званию Героя Советского Союза во время войны было представлено, но не получило это звание, более 50 еврейских воинов. Ну, а если вести речь о боевом мастерстве евреев-командиров, то в годы войны они возглавляли 50 дивизий, 74 бригад, 148 полков всех родов войск. По такому количеству занятых командных должностей они уступали только русским и украинцам…
Леонид Белявский
Фото Сергея Тараненко и из архива Иосифа Миневича