Ожившие легенды Санкт-Петербурга

27 мая 2013 года второй по величине город России — Санкт-Петербург — отметил свое 310-летие. Крепость Санкт-Питер-Бурх была основана царем Петром I на отвоеванных у шведов землях, называвшихся Ингерманландией. Название крепости, а потом и городу, было дано Петром I в честь святого апостола Петра. Первоначальное Sankt-Piter-Burch было имитацией голландского произношения Sint-Petersburg. Сказывалось то, что царь Петр некоторое время жил и учился в Нидерландах. В 1720 году название «Санкт-Питер-Бурх» изменили на «Санкт-Петербург». Народ стал называть город «Питер-градом» или просто «Питером». В 1914 году город был переименован в Петроград, в 1924-1991 годах носил название Ленинград.

В Санкт-Петербурге расположены около 8 тысяч памятников и свыше тысячи учреждений культуры. В ознаменование юбилея Санкт-Петербурга, The Dallas Telegraph хотел бы рассказать несколько легенд, связанных с историческими памятниками города на Неве.

Петропавловская крепость. Главная площадь

Петропавловская крепость считается колыбелью Санкт-Петербурга. Основание именно этой крепости 27 мая 1703 года заложило первый кирпичик в постройку города на Неве. Главным зданием на территории Петропавловской крепости является Петропавловский собор. На вершине собора — ангельский столб, который вращается за порывами ветра, функционируя таким образом в качестве своеобразного флюгера. Внутри собора захоронены все русские императоры, начиная с Петра Великого и до Николая II. Сегодня собор действует в качестве музея. Хотя в утреннее время и по выходным дням здесь проходят церковные службы.

Но Петропавловский собор, конечно, не единственное здание, располагающееся на территории крепости. Вот, например, ботный домик. Здание, построенное специально для ботика, — небольшого гребного судна императора Петра Великого. В молодости Петр Великий ходил в этой лодке по рекам и озерам в Подмосковье. Основав Санкт-Петербург, он объявил эту лодку «дедушкой русского флота» и наказал перевести ее в Петропавловскую крепость. При Екатерине II для лодки было построено небольшое здание. Легенда гласит, что за его постройку архитектору так ничего и не заплатили, поскольку архитектор допустил просчет. Сегодня внутри ботного домика находится точная копия той самой первой лодки, а настоящий ботик перевели в военно-морской музей.

Петропавловская крепость считается одной из лучших крепостей начала XVIII века в мире, но при этом со стен крепости не было сделано ни единого выстрела по врагу. Толщина стен у крепости довольно значительная – около 20 метров. Внутри стен располагаются казематы. Обычно казематы ассоциируются с тюремными камерами. Хотя, на самом деле, в казематах содержались не только заключенные, также там находились и бараки для солдат, и склады с провиантом. Заключенных в Петропавловской крепости всегда было много. Одним из первых был царевич Алексей, — сын императора Петра Великого, которого задушили в казематах крепости. Для заключенных в крепости также строились специальные здания. В одном из таких зданий, построенных во второй половине XIX века, на сегодняшний день находится постоянная экспозиция, которая носит название «Тюрьма Петропавловской крепости» или «Тюрьма Трубецкого бастиона». Экспозиция расположилась в здании за Монетным двором.

Интересно, что на территории Петропавловской крепости чеканят монеты со времен Петра Великого и вплоть до сегодняшнего дня. Предприятие это режимное и доступ для туристов в Монетный двор закрыт. Но при дворе есть небольшой магазинчик, где можно купить сувенирную продукцию Монетного двора.

Еще одно сооружение Петропавловской крепости — здание Комендантского дома. Это красно-белое сооружение в стиле барокко. В этом доме жили коменданты Петропавловской крепости. Быть комендантом было чрезвычайно почетно, но и довольно опасно. Именно комендант отвечал за многочисленных политических узников, сидевших в казематах крепости.

История одного жеста

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге вычислить довольно легко — желтого цвета высокое здание высотой 122 метра. Между прочим, второе по высоте здание в городе после телевизионной башни. На вершине этого собора установлен ангел с крестом. Легенда гласит, что этот ангел напрямую связан с очень известным в русской культуре жестом, который используют люди, когда хотят… выпить. Говорят, что в эпоху Николая I сильным порывом ветра ангел на вершине собора был сильно поврежден. Нужно было его срочно починить. По всей Руси бросили клич: «Кто может починить ангела?» Откликнулся мужик из Ярославля по имени Петр Телушкин. При помощи одной веревки он забрался наверх к ангелу, соорудил себе что-то вроде лесов и неделю на шпиле собора ремонтировал поврежденного ангела.

Когда ремонт был закончен, восхищенный император Николай I спросил у Петра Телушкина, что тот хочет в награду за свое искусство. Император откликнулся на просьбу мастера, предоставив ему возможность бесплатно… пить в любом из российских кабаков. В подтверждение этого, Петру Телушкину была выдана бронзовая медаль, на которой был изображен двуглавый орел и надпись «Наливать в каждом кабаке бесплатно». Проблема заключалась в том, что Телушкин регулярно терял эту медаль. Говорят, что когда в третий раз он обратился во дворцовую канцелярию за заменой медали, Николай I вновь вызвал его к себе, сильно отчитал и в конечном итоге они порешили, что было бы неплохо поставить Петру Телушкину клеймо прямо на шею для того, чтобы он его уж точно не потерял. На клейме было изображено то же — двуглавый орел с соответствующей надписью. С тех пор, приходя в любой кабак, Телушкин стукал пальцем по орлу и получал то, что заказывал. Правда, закончилась эта история не очень хорошо. Народ рассказывал, что через неделю после этого события, Петра Телушкина нашли насмерть замерзшим в одной из придорожных канав под Санкт-Петербургом.

Михайловский замок — дом с привидением

В каждом старом городе есть свои дома с привидениями. В Санкт-Петербурге их несколько, но самый знаменитый, безусловно, Михайловский замок. Замок был построен для Павла I, который правил Россией ровно 4 года, 4 месяца и 4 дня. И только 40 дней он успел прожить в этом замке, где и был убит в ночь с 11 на 12 марта 1801 года.

Своим названием Михайловский замок обязан расположенному в нем храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, и причуде Павла I, принявшего титул Великого магистра Мальтийского ордена, называть все свои дворцы «замками». С этим замком связано много легенд. Мы расскажем об одной из них.
На фронтоне этого замка есть надпись: «Дому твоему подобает святыня Господня въ долготу дней». Эта надпись считается самой мистической в городе. На самом деле — это библейская цитата из 92 Псалма, 5 стиха. Первоначально этот стих предназначался для Исаакиевского собора, который строился во времена Екатерины Великой. После того, как Павел I, ненавидевший свою мать Екатерину, взошел на престол, он приказал срочно приостановить стройку собора. Все материалы со стройки были перенесены к Михайловскому замку. Говорят, когда некая юродивая, увидев эту надпись, такую неподходящую на фронтоне замка, сказала: «Сколько букв в этой надписи, столько лет и проживет император-нечестивец». В надписи 47 букв. На сорок седьмом году жизни в Михайловском замке император и был убит.

Боги на берегах Невы

Вдоль берегов Невы установлено несколько различных скульптур. Одна из групп — сфинксы на Университетской набережной. Сфинксы были привезены в Россию из Египта в 1832 году, где были созданы за три с половиной тысячи лет до нашей эры. Когда-то они стояли у входа в величественный храм, сооруженный в Египте около Фив для фараона Аменхотепа III. У сфинксов, соответственно, лицо этого египетского фараона и тело льва. Согласно египетской традиции, все цари считались богами. Аменхотеп III был единственным фараоном, который провозгласил богом не только самого себя, но и все свои изображения. Так что с точки зрения египетской традиционной религии на берегах Невы установлены настоящие боги.

Четыре грифона разместились по сторонам гранитной пристани Университетской набережной на реке Неве почти у самой воды, напротив здания питерской Академии художеств. Фигуры грифонов были отлиты из бронзы по моделям П. Годе в 1834 году. В конце 19 века скульптуры были утрачены.

Научному сотруднику реставрационных мастерских И. Блэк в библиотеке Академии художеств удалось обнаружить литографию картины М. Воробьева – художника 30-40-х годов XIX века. На ней были отчетливо видны бронзовые грифоны. Было принято решение о воссоздании скульптур. Проект воссоздания принадлежит архитекторам И. Бенуа и А. Полякову. Отлиты грифоны были в литейной мастерской Академии художеств по моделям мастера научно-реставрационных производственных мастерских Г. Цыганкова.

Существует предание, что если положить руку в пасть грифона и взять его за зуб, а потом погладить грифона по голове, то можно загадать желание, которое исполнится, если, конечно, ваше желание понравится грифону…

Дворцовая площадь

В государственном Эрмитаже — крупнейшем музее России — находится три миллиона единиц хранения, около полутора тысяч помещений. Чтобы постоять перед каждым экспонатом всего по одной минуте, нужно целых 8 лет без сна и без отдыха. Когда мы говорим «Эрмитаж», то вспоминаем Зимний Дворец. Когда мы говорим «Зимний дворец», то вспоминаем решетку на входе во дворец. Почему же тогда у каждого русского человека, как только он видит эту решетку, в голове появляется ассоциация с революцией? Дело в том, что режиссер Сергей Эйзенштейн, создавая фильм «Октябрь», показал, как матросы и солдаты, штурмуя Зимний дворец, перелезают через эту самую решетку. С тех пор в каждом документальном фильме, в каждой передаче о революции мы обязательно видим эти самые кадры. Парадокс заключается в том, что революционеры никогда не дотрагивались до этой решетки. Зачем же было штурмовать ее, если в соседнем подъезде дверь была открыта. Именно через эту открытую дверь в ночь с 25 на 26 октября 1917 года революционеры и вошли в Зимний дворец. С тех пор, между прочим, этот подъезд носит название «Октябрьского подъезда».

Текст The Dallas Telegraph
Фото из архива редакции

Comments are closed.