Талантливая художница Марина Штеренберг третий год подряд проводит в Далласе арт-лагерь «Creative Stretch»
[Даллас, Техас] Вот уже третий год подряд каждое лето художница Марина Штеренберг в течение месяца проводит в Северном Техасе арт-лагерь «Creative Stretch» для детей от 5 до 13 лет, – сообщает The Dallas Telegraph. Как поясняет сама Марина, «название «Creative Stretch» объединяет йогу и творческое мышление». Каждая неделя или смена лагеря имела свою тему. Темой первой недели стал животный мир, второй — так называемые выдуманные герои, когда дети воспроизводили не только известных им сказочных героев, но и придумывали своих собственных. В третью неделю дети строили город-сад, соединяя архитектуру с природой. Тема четвертой недели была немного философской — 4 известные человеку стихии — вода, огонь, земля и воздух. Газета The Dallas Telegraph побывала на закрытии летнего лагеря «Creative Stretch», пообщавшись с детьми, с их родителями и, конечно же, с талантливым педагогом-художником.
Марина Штеренберг — профессиональный художник. Она окончила художественную школу в Житомире, училась и преподавала сначала в Нью-Йорке, а потом в Сан-Франциско, где окончила университет и параллельно вела несколько проектов в области арта. Почти все проекты были направлены на развитие у детей творческих способностей и обучение рисованию. В Далласе Марина обучает искусству прекрассного также и взрослых. Но в этот раз русскоязычная газета Далласа поговорила с художницей о ее проекте для детей.
— Марина, я так понимаю, что многие дети впервые сталкиваются с йогой в вашем лагере…
— Сегодня уже, конечно, не впервые. В течение недели они практиковали йогу. Видите, им нравится. Они чувствуют, как эти занятия изменяют их ощущение и, кроме того, занятия йогой сильно сближают их, как группу.
— То есть, даже не творчество, а йога?
— И то, и другое. Но особенно йога. Между прочим, самый тихий момент на этой неделе был во время занятий йогой, когда я сказала детям, что их внутренний мир так же безграничен, как и вся наша Вселенная. Я говорила им о том, что свой внутренний мир каждый из них будет познавать всю жизнь. В тот момент мне показалось, что их сердца как будто остановились на мгновение… Они смотрели на меня, и я понимала: в этот момент они чуть-чуть подросли. Может, не все из них сразу поверили мне, но благодаря занятиям они смогли почувствовать, какой огромный потенциал содержится внутри каждого из них. Йога не только развивает здоровье, гибкость и выносливость, но и умение концентрировать внимание, что очень помогает и в творческом развитии ребенка, и в преодолении барьеров.
— А какие у детей могут быть барьеры?
— Дети приходят разные, бывает, очень стеснительные. Занятия йогой их успокаивают, расслабляют, сосредотачивают, помогают понять свое «я» и выплеснуться творческой энергии. Вы знаете, к этому не привыкли даже творческие дети. Они, скорее, привыкли, что в школе им говорят, что и как делать, то есть думают за них. В лагере я пытаюсь создать особенную атмосферу и дать возможность детям заглянуть внутрь себя, а потом самовыразиться. Они творят, а я лишь их немного направляю. Больше задаю им вопросы, предлагаю темы, помогаю им создать что-то свое через рисунок, аппликацию, лепку и другие материалы. Всегда стараюсь найти интересные материалы, чтобы помочь детям создать уникальные произведения. Если они видят, что я верю в их идеи и наблюдения, то у них получаются настоящие шедевры, которые они творят с радостью и энтузиазмом. В такие мгновения они уверены в себе и с интересом познают окружающий мир.
— Марина, вы ведь сами йогой занимаетесь? И почему?
— Йога помогает мне чувствовать и уравновешивать связь физической и духовной сторон жизни. Важно, что она дисциплинирует процесс самопознания и исследования своего внутреннего мира. Мне кажется, что связь между физическим миром, интеллектуальным, моральным и эмоциональным очень важна, она подобна нашему телу, где все взаимосвязано.
— Ваш лагерь — дневной и тематический…
— Детки приходят каждый день, кроме выходных, с 9 утра до 4 дня. Почему я определяю тему на неделю? Это дает возможность детям развить свои идеи и различным способом их выразить. Мы с ними разговариваем о философии, мифологии, культуре, науке. Например, на этой неделе я объясняла им значение четырех стихий. Мы говорили о том, что огонь всегда в движении. Я рассказала, что, например, в культуре Индии огонь имеет три формы — огонь, молния и солнце. Он является посланцем между людьми и богами, а в древней Греции огонь считался началом всех других стихий… Дети никогда об этом не задумывались, как и о том, что вода заполняет собой все пространство, она как бы вливается в пространство… Я довольно часто показываю малышам не только работы других художников, но и стараюсь воспроизвести процесс работы этих художников. На этой неделе дети анимировали пластилиновых героев, приводя их на экране в движение. Совсем не обязательно кто-то из них в будущем выберет профессию художника или скульптора, но развитое творческое мышление поможет реализоваться им в любой сфере.
— Дети, которые занимаются в вашем лагере, все ли они из русскоязычных семей?
— Примерно половина. На этой неделе у нас две девочки из Китая, они гостят в Америке и занимаются в нашем лагере. У нескольких мальчиков родители из Венесуэлы. То есть примерно 50-60 процентов детей в разные недели — это дети русскоязычных родителей.
— А кто ваши помощницы?
— Мои ученицы, которые занимаются в моей студии, причем, некоторые по многу лет. В течение года я преподаю уроки рисования. Учителя йоги, кроме меня, в лагере — приглашенные — это Лена Шевцов и Гвенди Чахо. Елена окончила классы йоги для детей, а Гвэнди — лондонский курс «Йога для детей». Один урок йоги вела Мила Дисапио, она владелица студии йоги в Ваксахачи. Мне кажется интересным, что йогу детям преподают разные учителя.
— Четыре недели лагеря уже позади. Марина, как вы думаете, какая из недель была самой творческой?
— Каждая по-своему была интересной. С визуальной точки зрения, наверное, тема «города-сада». Например, группа девочек создала магазин и все в нем — от товаров, которые они продавали, до прилавка, кассового аппарата и других мелких магазинных деталей. И когда в пятницу собрались родители посмотреть, что же «натворили» их дети, девочки продавали им товары за деньги, которые сами же и сделали. Их товары, между прочим, пользовались спросом. Мальчики создали киоск с мороженным, которое продавали по 15 центов, заработав таким образом 2 доллара. Дети были довольны, потому что они стали инициаторами этих проектов, они их продумали, воплотили в жизнь и раскрутили.
— В Америке считается, что все дети талантливы. И, все-таки, все ли?
— Все дети талантливы — просто таланты у всех разные, что в итоге рождало очень интересное воплощение проектов. Например, в четвертую неделю у нас был мальчик Илайджа. Он еще маленький, чтобы что-то большое воплотить в жизнь, а вот идеи он высказывал потрясающие. Его идеи другие дети так же потрясающе воплощали в жизнь.
— В этом году у вас все новички в лагере или есть дети, которые приходили в прошлом и позапрошлом году?
— Примерно 50 на 50.
— А чем лагерь этого года отличается от предыдущих двух?
— Наш лагерь проходит в здании Frisco Discovery Center. Когда-то здесь строили ракеты, а потом передали здание городу Фриско. В первый год, когда мы проводили свой лагерь, здесь не было даже кондиционера. Но мне очень понравилось практически неограниченное пространство этого зала. В первые 2 года мы пытались заполнить своим творчеством все пространство этого помещения, в этом году отделили себе только часть. Я сама расту как педагог с каждым годом. Люблю к каждому ребенку подойти индивидуально, понять его, вдохновить. Часто дети вдохновляют друг друга. Для меня важно, чтобы они не переставали творчески мыслить, даже когда лагерь кончается.
— Какие планы у вас, Марина, на арт-лагерь 2014 года?
— Мне бы хотелось связаться с администрацией города и предложить, чтобы малые скульптурные формы, которые сделают наши дети, стали частью какой-то постоянной экспозиции.
— Чтобы дети могли вернуться к своему творению и сказать: «Я тоже в этом участвовал»?
— Между прочим, это тоже сторона искусства. Каждый раз, когда у нас закрывается лагерь, дети могут забрать домой свои творения. Почти все они сделаны из временных материалов. Именно поэтому мне бы хотелось сделать с ними что-то такое перманентное и передать этот проект Фриско, чтобы искусство малышей жило и радовало других.
— Каким образом в течение года взрослые и дети смогут брать у вас уроки?
— 16 августа с 6 до 9 вечера в рамках проекта «Ночь в музее» Dallas Museum of Art я буду давать мастер-класс, в котором смогут принять участие все желающие — и взрослые, и дети. Мы будем обустраивать пространство. В течение учебного года в своей домашней студии во Фриско я даю уроки, так что добро пожаловать!
— Марина, вы художник не только по образованию, но и, наверное, по жизни. Какие темы в искусстве вы лично выбираете?
— Я разноплановый художник не столько по стилю, сколько по материалам, которые я предпочитаю использовать в своих работах. Хотя моя специализация по образованию — живопись, но среди моих работ есть масштабные инсталляции из бумаги, которые заполняют большие пространства. Меня интересует тема пространства, особенно общественных пространств, где мы пересекаемся друг с другом и то, как люди чувствуют себя в этих пространствах.
— Где можно посмотреть ваши работы?
— На моем веб-сайте — www.marinashterenberg.com. А художественные уроки для детей и взрослых — на www.starmountainart.org.
«Нет, бабушка, мы пойдем!»
Татьяна Владимировна, бабушка 11-летней Наташи Минсен, с любопытством и удовольствием в последний день четвертой смены лагеря «Creative Stretch» рассматривала произведения своей внучки:
— Татьяна Владимировна, вы здесь, наверное, йогой детской занимаетесь?
— Нет. В йогу меня не взяли. Я просто очень «молодая» (смеется: авт.), а они, дети, такие все серьезные.
— Как ваша внучка оказалась в этом лагере?
— Дочка искала лагерь поближе к дому. И нашла его через Интернет. И так вышло, что этот лагерь ведет русскоязычный педагог. Мне очень нравится, что дети делают в лагере. Да и дети в восторге, несмотря на то, что они разных возрастов. Примерно половина из них — мальчики. Им тоже здесь интересно! Моя внучка раньше бывала и в других лагерях и, когда я ей предлагала тогда: «Давай завтра не пойдем», она соглашалась. А в этот раз она всегда отвечала на мое предложение: «Нет, бабушка, мы пойдем».
— На следующий год вы приведете внучку в лагерь к Марине Штеренберг?
— Если Марина будет набирать группу, то обязательно!
Людмила Тараненко
Фото Сергея Тараненко и Марины Штеренберг