Модернизация России: Насколько важно для России формирование позитивного образа в американских СМИ?

“In America, you watch television. In Soviet Russia, television watch you!” (В Америке вы смотрите телевизор, в советской России телевизор наблюдает за вами). Из американской прессы

Иллюстрация Ads of the World

Любят ли американские СМИ Россию? Если проанализировать заголовки американских газет и журналов последнего времени, то особой любви вы не заметите. Например, о чем нам говорит название – «Третья мировая война – Китай и Россия против США. Неужели скоро начнется?» В этой статье Россия, наряду с Китаем, совершенно однозначно называется врагом США. Автор описывает события сегодняшнего дня, которые очень скоро могут привести к серьезным конфликтам.

Во время одного из визитов президента США Барака Обамы в Москву американские СМИ представляли Россию в негативных красках. Так, “The Washington Post” опубликовал статью, в которой рассказывалось о создании в России комитета по борьбе с фальсификацией истории. Автор Маша Липман (Masha Lipman) захотела отполировать прошлое страны и ее лидеров, используя воспоминания ветеранов ВОВ. Автор была уверена, что этот комитет, задачей которого будет являться пересмотр истории, не привлечет профессиональных историков к обсуждению щекотливых моментов в истории.

Все та же “The Washington Post” опубликовала статью «Русские предпочитают протестовать, уезжая из страны». «В то время как жители Ближнего Востока протестуют против своих режимов, русские вместо того, чтобы «паковать улицы, пакуют чемоданы, поднимая новую волну эмиграции». И это в то время, когда Россия тратит деньги на компании по возвращению тех, кто уехал чуть раньше. В основном, это нелегальная волна, которая становится объектом публикаций для прессы и интереса профессиональных кругов. Русские обвиняют недостатки авторитарной системы, в которой политически ограничения теперь затрагивают общество в целом, делая свободный карьерный рост невозможным», – пишет “The Washington Post”.

Российские СМИ также не клянутся в верности Америке. Знаете ли вы, как 35-миллионая «Комсомольская правда» встретила вице-президента США Джо Байдена? Привожу цитату из статьи от 10 марта 2011 года: «Враги не изменяются, несмотря на изменения социальных систем и названия стран. Какая же главная задача врагов? Разрушить, уменьшить в размере страну и ослабить».

А что думают сами журналисты? Недавно в университете Кентукки прошла веб-конференция между представителями России и США, в ходе которой обсуждали медиа и журналистику. Во время конференции шеф-редактор «Российской газеты» Владислав Фронин сказал: «Любое событие доносится до читательской аудитории, потому что самый обыкновенный человек может что-то запостить на Твиттере задолго до того, как профессиональные журналисты соберутся рассказать об этом событии». В этой связи преподаватель и координатор Школы Редактуры “Bremner “ в университете Канзаса Сью Новак (Sue Novak) дала участникам веб-конференции совет проверять информацию, полученную из Интернета.

Мир соединяют социальные медиа, и в результате этого сам мир изменяется очень быстро. «Социальные медиа делают любую новость глобальной, что бы ни происходило в России, Ливии, Италии, именно новости заставляют менять наши новости там, где мы живем».

Так можно ли социальным медиа верить больше, чем привычным официальным новостям? Шеф-редактор Павел Гусев рассказал, что российские журналисты публикуют материалы, которые им спускает правительство: «Журналисты что угодно напишут за деньги». Он также напомнил, что «в России свыше 70 миллионов Интернет-пользователей и, конечно же, не всей информации нужно доверять».

Дело еще и в том, что в США и в России существуют разные школы журналистики. Например, советско-российская школа знает свои рамки и ждет официальной трактовки сверху, чтобы уже потом «свободно» писать о каком-то событии.

В Америке же все наоборот – что называется, ноги журналиста кормят. Американские журналисты привыкли все раскапывать, до всего докапываться, опережая соперников на часы или минуты. Экспертом здесь выступает не правительство, а простой ковбоец Джейроб Смит из Техаса, который высказывает свое бесценное мнение на фоне стада коров.

В соответствии со статистикой Белого Дома (www.WhiteHouse.gov) и по данным исследовательского центра “Pew Research Center” количество русских хорошо относящихся к США увеличилось с 44 процентов в 2009 году до 57 процентов в июне 2010 года. Московский Левада-центр сообщает похожие данные – с 38 процентов в январе 2009 года дo 60 процентов в мае 2010.  В то время как процент русских с негативным отношением к Америке уменьшился с 49 процентов в январе 2009 года до 26 процентов в мае 2010.

Положительным фактом в развитии русско-американских отношений и улучшения имиджа России в прессе стал факт подписания с офисом губернатора Калифорнии российской компанией «Ренова» Меморандума от 22 июня 2010 года, положивший начало формированию фонда, задачей которого будет являться восстановление исторического Fort Ross – самого южного поселения русских американцев в Калифорнии начала 19 столетия.

Надо понимать, что  политику формирования положительного имиджа России в США выстраивают идеологи от дипломатии. Но менталитет дипломатов, предпринимателей и даже спецслужб – это менталитет командировочных, которые всегда сидят на чемоданах, пусть даже они в Америке живут по двадцать лет и больше. Но Америка все равно останется для них чужой. Они никогда не будут считать США своей родиной. Будучи патриотом России и ее гражданином непросто понять, почему американский обыватель все еще негативно относится к России и, что у него вызывает негативные ассоциации в отношении России.

В этой связи вспоминается художественный фильм “Russians are Сoming”. В Америке эту картину знают как среднее, так и старшее поколение, иногда цитируя ее во время шутливого приветствия русских. Чтобы понимать, что проблема того, что к России в Америке если и не относятся с недоверием, то, по крайней мере, недолюбливают – существует – нужно быть американцем. Американцы не понимают Россию. И можно сколько угодно гордо цитировать классика – «умом Россию не понять.., в Россию нужно только верить…» – это все равно не будет способствовать налаживанию отношений между американцами и русскими.

Если мы хотим изменить имидж России не только в американских СМИ, но и на уровне обычного бытового общения, – русским нужно предпринимать шаги навстречу американцам. В этой связи вспоминаю историю ковбойца Джейроба Смита, который отвозил по моей просьбе документы в русское консульство в Хьюстоне. Ехал он туда с приподнятым настроением, постоянно повторяя – «Я еду в Россию! Я еду в Россию». Вернулся он из консульства с несколько растерянным видом и вопросами: «А почему они там не улыбаются? Почему такие хмурые и недоброжелательные»? И это отнюдь не наша хваленая серьезность, это просто какая-то национальная мрачность, которой не к лицу нам гордиться.

Формируя положительный образ России в американских СМИ, нужно иметь ввиду, что в США практически нет национальных газет так, как, например, Толстушка или АИФ в России. Нью-Йорк, Вашингтон и Бостон издают несколько газет, которые якобы считаются национальными – “New York Times”, “Washington Post”, “USA Today”, “Boston Globe”, “Wall-street Journal”, но большинство из них можно найти только при гостиницах, в специализированных магазинах или в аэропортах. В самом народном супермаркете Америке – магазине Walmart, где, в основном, работяга Смит и подобные ему, покупают продукты, на раскладке серьезной прессы можно найти только местную газету (у нас в Далласе это “Dallas Morning News”), а из национальных – максимум “USA Today”. Если поговорить с местными жителями во многих штатах, то некоторые из них испытывают гордость оттого,  что не выезжали не то что за пределы страны, но даже за пределы своего штата. Где же им тогда найти “New York Times”, “Washington Post”, “USA Today”, “Boston Globe”, “Wall-street Journal”?

Если Россия еще не поняла, то в Америке отнюдь не Белый Дом формирует новости, а местная телевизионная станция или газета. Иногда даже в прогнозе погоды комментаторы отпускают шуточки, в том числе, о России, которые могут стать поговоркой и предметом для обсуждения. Не во всех домах смотрят CNN, Fox News. Как правило, люди ограничиваются новостями из местных телеканалах, где в разделе «60 секунд вокруг мира» иногда рассказывают о горящем сарае в соседнем штате.

Кроме того, общественное мнение в США формируют не только местные телеканалы и газеты, но и так называемое сарафанное радио, когда тот же Джейроб Смит после поездки в российское консульство в Хьюстоне на протяжении своей жизни и ближним и дальним ковбоям будет рассказывать о том, как он «ходил в Россию, где все такме мрачные».

Еще один факт, который Россия часто не учитывает, выстраивая свою политику по формированию своего имиджа за пределами страны. США – это протестантская страна. Испокон века в Россию приезжали два вида американцев – это туристы и христиане, которые хотят послужить России. Последних из России сегодня часто выдворяют, причем, не самым лояльным образом. Эти люди возвращаются в свои тысячные церкви с негативным опытом и всей общине потом рассказывают о препонах, которые чинит официальная Россия простым американским христианам. Этим комментарием я не пытаюсь давать оценку – хорошо или плохо, я говорю всего лишь о тенденциях, которые влияют на имидж России.

Ярлыки (в лучшем случае) представителей нетрадиционной для России религии в отношении евангельских христиан или (в худшем случае) сектантов, используемые российскими СМИ с подачи власти, также не вызывают восторга у рядовых протестантов-американцев. Эти же впечатления потом публикуются и в светских газетах. Многие политики (начиная с президента страны), крупные финансовые магнаты, бизнесмены, чиновники являются прихожанами этих церквей, которые воспринимают критику в адрес России со стороны своих братьев и сестер по вере, вынося свои суждения и в будущем уже ими руководствуясь во время выстраивая взаимоотношения с Россией и русскими.

Спросите обывателя Джона Смита, что он думает о России, и вы получите стандартный набор: Водка Смирнофф и рашан мафия. Простые американцы Россию все еще называют «Советской Россией». Может, поэтому не доверяют и визы выдают с особой тщательностью?

В 2009 году США по туристической визе посетили 54,9 миллиона человек, принеся в бюджет страны $121,1 миллиарда. Число российских путешественников составило лишь 142 тысячи, однако это более чем в два раза превышает показатель 2001 года, когда американскую границу пересекло всего 70,3 тысячи граждан России. И в январе 2010 года число гостей из России увеличилось на 8% по сравнению январем 2009 года.

Во многом мнение о России в США формирует русскоязычное комюнити в американских штатах проживания. С некоторыми из них представители России не работают по идеологическим соображениям и с оглядкой на Русскую Православную церковь. Например, в Сакраменто – почти сто тысяч русских – в основном, эмигранты по религиозному признаку. Точно такая же христианская комюнити живет в Орегоне, в Сиэтле, в Миннесоте, в Атланте.

Часто русскоязычная диаспора занята сама собой – праздники, выставки, другая деятельность, об этом почти не знаю обычные американцы, если только они не являются друзьями русских. В марте 2011 года в Хьюстоне прошла прекрасная выставка, посвященная юбилею космонавтики в России. Местная газета “Houston Chronicle” не написала ни строчки об этом. Правда, в данном случае это не упущение организаторов праздника, напротив, Елена Суворова-Филипс большая молодец, что привлекла американских детей для исполнения русских песен на празднике. Вот они-то в кругу семьи и друзей и будут формировать положительный образ о России. А пока что американские СМИ либо игнорируют положительные инициативы русскоязычной комюнити, либо гоняются за скандалами “от русских”, записывая сюда всех стран бывшего СССР – армян, украинцев, прибалтов…

Сегодня тенденция в США такова, что тысячные евангельские церкви Америки ищут новых интересных выступающих. Например, всемирно известная церковь Сэделбек в Калифорнии, где пастором служит Рик Уорен, приглашает к открытому разговору собеседников. В гостях у церкви уже побывали Тони Блэер, Джордж Буш-младший. Пастор Рик Уорен в диалоге с собеседником не пытается задавать вопросов в стиле Лари Кинга – «А что случилось с подводной лодкой?». Разговор выстраивается вокруг духовно-нравственных тем, культурных и исторических ценностей. И поскольку институт церкви так в авторитете в Америке, новость о том, что Сэделбек пригласила очередного гостя мгновенно облетает все американские СМИ. И в глазах простых прихожан Тони Блэер, каким бы он ни был далеким и неизвестным вместе со своей туманной Англией, теперь стал большим другом, которого по-человечески понимают, за которого молятся и, которого теперь поддерживают и цитируют.

Так почему бы публичным фигурам России не воспользоваться такой христианской трибуной. И церковь Сэделбек – не единственная община в стране. Только в Техасе десятки церквей, членами которых являются десятки тысяч человек – чем не трибуна на местном уровне? Здесь же, в Техасе, находится самая крупная церковь Америки.

Одной из таких возможностей зимой 2011 года воспользовался руководитель отдела внешних церковных отношений Русской Православной церкви митрополит Илларион. Во время обеда в одном из московских ресторанов он принял приглашение баптиста-миллионера из Далласа посетить США и, в частности, Даллас со своей ораторией «Страсти по Матфею». Владыка приехал в сердце Библейского пояса – город Даллас, был достойным собеседником Джорджа Буша-младшего, теологов из баптистской семинарии Далласа, обедал с мэром-баптистом, проповедовал в протестантской церкви, за что снискал положительные отзывы прессы и радио всего Техаса. Но даже в этом визите было упущение – не было телевидения. Просто никто из свиты Владыки не подумал. Наверняка бы на такой информационный повод телеканалы приехали бы наперегонки.

Но если даже Илларион не отказал американским протестантам, то тем более русскоязычной диаспоре нужно плотнее работать и не чуждаться протестантских организаций, а не оставаться носителями советской идеологии, прочно укоренившей в мозгах советского народа байку, что «баптисты едят детей».

Россия, страна, где я выросла, к сожалению, все еще продолжает действовать советскими методами, предполагая, что идеологию можно просто экспортировать в другую страну, как сахар или нефть. Уважаемое нами православие (у меня бабушка была православной) является доминирующей религией в России. Ту же самую православную идеологию Россия пытается экспортировать и в Америку, не задумываясь, что в Америке это не сработает. Это не сработает ни в случае с русскими американцами, ни с русскими евреями, ни тем более с американцами.

Соединяющим элементом для всех русских, украинцев, евреев, американцев и многих других народностей в США может стать Slavic National Holiday in the USA. Именно праздник может стать мощным инструментом, как в вопросе формировании положительного образа России в американских СМИ, так и в деле модернизации России. День Славянской культуры в США поможет диаспоре стать менее разобщенной и с большим уважением относиться к языку своих предков, к своим корням без которых, подобно дереву, любой человек умирает.

Подводя итоги, для формирования положительного имиджа России в американских медиа необходимо:

Во-первых, создать пресс-центры при каждом Российском консульстве и при посольстве и в городах-миллиониках, которые будут работать с американскими журналистами. Их задачей станет написание и изготовление определенного количества статей и видеосюжетов, создающих в положительный имидж России в прессе городов и штатов США юрисдикции данного консульства.

Во-вторых, разработать программу знакомства и сотрудничества с крупными объединениями славянских евангельских (протестантских) объединений.

В-третьих, разработать программу знакомства и сотрудничества с крупными американскими церквами, знакомить их с русской культурой и традициями.

В-четвертых, поддержать идею реализации Slavic National Holiday in the USA, как идею собирающую под одной крышей выходцев из всех стран бывшего СНГ.

И, наконец, ввести в обязанность посольских и консульских работников России – улыбаться всем посетителям.

Людмила Качкар-Тараненко

Comments are closed.