Дело Джохара Царнаева: от взрывов до ареста

Обвинения, предъявленные Джохару Царнаеву, содержатся в 10-страничном документе, который вышел из-под пера следователя Даниэла Генка, служащего в одном из антитеррористических подразделений бостонского филиала ФБР.

Джохар Царнаев, 19-летний эмигрант, получивший гражданство США 11 сентября 2012 года, официально обвиняется в «применении оружия массового поражения против физических лиц и материального имущества 15 апреля 2013 года, повлекшем за собой смертельный исход».

Место преступления характеризуется как финишная прямая бостонского марафона, пролегающая по Бойстон-стрит и огражденная с обеих сторон низкими металлическими барьерами, которые отделяют бегунов от зрителей.

Около 2.49 дня 15 апреля 2013 года, когда марафон все еще продолжался, на северной стороне примерно в одном квартале друг от друга на Бойстон-стрит произошли два взрыва.

«Взрывные устройства были помещены у металлических барьеров, у которых сотни зрителей наблюдали за тем, как марафонцы пересекают финишную линию. Каждый взрыв унес жизнь, по крайней мере, одного человека, искалечил, обжег или ранил десятки других и повредил частное имущество, включая улицы, тротуар, барьеры и собственность, принадлежащую физическим лицам и компаниям…». По словам следователя Генка, он изучил видеозапись камеры, которая находится на углу Бойстон и Глостер-стрит.

Примерно в 2.38, то есть за 11 минут до первого взрыва, двое молодых людей вышли на Бойстон-стрит с Глостер-стрит. Оба несли за спиной большие рюкзаки. Первый, которого следователь обозначил как «Бомбиста №1», был в темной бейсболке, солнечных очках, белой рубашке, темной куртке и светло-коричневых брюках. Второй, обозначенный как «Бомбист №2», был в белой бейсболке, серой футболке с капюшоном, легкой черной куртке и темных брюках. Как было установлено, «Бомбист №1» являлся Тамерланом Царнаевым, а «Бомбист №2» – его братом Джохаром. Они направились в сторону финишной линии, причем № 2 шел в нескольких метрах позади №1. Камера, установленная над подъездом ресторана «Форум», у которого произошел второй взрыв, запечатлела, что в 2.42 оба бомбиста стоят вместе.

Примерно в 2.42, то есть за 7 минут до первого взрыва, «Бомбист №1» вышел из толпы и направился в сторону финиша марафонцев. 15 секунд спустя он поравнялся с рестораном «Форум» и прошел дальше по направлению к месту, в котором произошел первый взрыв. Рюкзак по-прежнему был у него за спиной. Изучив видеоматериалы, отснятые перед первым взрывом, Генк, по его словам, не обнаружил в этом месте ничего, что могло бы его вызвать, кроме рюкзака «Бомбиста №1».

«Я это серьезно»

Примерно в 5.30 вечера 18 апреля ФБР обнародовало на своем сайте снимки и видеозаписи обоих бомбистов, которые были опубликованы СМИ по всему миру. Около полуночи 18 апреля неизвестный похитил внедорожник «Мерседес-Бенц» в Кембридже (штат Массачусетс). Его хозяин сообщил впоследствии на допросе, что он сидел в машине на обочине дороги, когда в стекло со стороны пассажира постучал какой-то мужчина. Когда потерпевший опустил стекло, мужчина сунул руку внутрь, открыл дверь, наставил на него пистолет и сказал: «Вы слышали о взрывах в Бостоне? Это я сделал». Он вынул обойму из пистолета, показал потерпевшему, что в ней есть патрон, и вставил ее обратно со словами: «Я это серьезно». Он заставил потерпевшего поехать в другое место, где к ним присоединился второй незнакомец. Они положили что-то в багажник «Мерседеса». Мужчина с пистолетом забрал у владельца машины ключ зажигания и сел за руль.

Потерпевшего посадили рядом, а второй мужчина устроился на заднем сиденье. Мужчины говорили между собой на каком-то иностранном языке.

New York Times сообщила со ссылкой на неназванного чиновника, что злоумышленники упомянули намерение отправиться потом в Нью-Йорк. Поскольку потерпевший не понимал, о чем они говорят, в СМИ высказывается предположение, что он расслышал слово «Манхэттен».Мужчины забрали у потерпевшего 45 долларов и карточку от банкомата и заставили его сообщить свой пин-код. Как пишет Генк, они попытались вынуть деньги из банкомата. О результате этой попытки следователь не сообщает.

Злоумышленники подъехали к бензоколонке на Мемориал-драйв и вышли из машины. По словам следователя, «в этот момент потерпевшему удалось убежать». По данным газет, преступники отпустили его, поскольку он не американец по происхождению.
Когда спустя некоторое время полиция настигла угнанный «Мерседес» в Уотертауне, предместье Бостона, мужчины на ходу бросили в них из машины две самодельные бомбы.

Началась перестрелка, в ходе которой злоумышленники, вооруженные по крайней мере двумя пистолетами и карабином М-4, израсходовали примерно 80 патронов, а шестеро противостоявших им полисменов – более 120. Как пишет Генк, один из мужчин был тяжело ранен, а другой сумел скрыться на машине.

По данным прессы, старший брат, 26-летний Тамерлан, вышел из внедорожника и продолжал палить в сторону полицейских, но скоро у него кончились патроны. Полицейские бросились к нему, повалили на асфальт и начали надевать на него наручники, как вдруг Джохар рванул в их сторону на «Мерседесе», переехал лежавшего на улице брата и умчался прочь. Вскоре Тамерлан скончался в больнице. ФБР взяло у него отпечатки пальцев и установило его личность.

Задержание

По словам Генка, вскоре внедорожник был обнаружен неподалеку от места перестрелки. Внутри было найдено маломощное взрывное устройство. На месте перестрелки были найдены две не взорвавшиеся самодельные бомбы и околки нескольких взорвавшихся.

Изучив видеозапись, сделанную в 12.17 ночи охранной камерой банкомата и бензоколонки, на которую преступники привезли потерпевшего, Генк установил, что его ограбили братья Царнаевы.

Предварительный анализ остатков бомб, взорвавшихся на марафоне, показал, что они содержали низкокачественное взрывчатое вещество, помещенное в скороварки одной и той же фирмы, которые также содержали гвоздики и шарики. Дополнял бомбу зеленый огнепроводный шнур. Остатки такой же бомбы были найдены на месте перестрелки в Уотертауне. Другие бомбы, найденные в брошенном «Мерседесе», были помещены в пластиковый контейнер, обернутый зеленым огнепроводным шнуром.

Вечером 19 апреля, продолжает Генк, на обтянутом брезентом катере в Уотертауне был обнаружен прятавшийся там мужчина. После недолгой перестрелки его задержали и нашли при нем студенческий билет Массачусетского университета в Дартмуте, кредитки и удостоверения личности. Все они были выданы на имя Джохара Царнаева, прибывшего в США 12 апреля 2002 года. У него были огнестрельные ранения в голову, шею, ноги и ладонь. По данным прессы, ранение в шею толкуют как результат неудачной попытки самоубийства.

«Предостережение Миранды»

21 апреля ФБР обыскало комнату Джохара в университетском общежитии и изъяло, среди прочего, металлические шарики, а также черную куртку и белую бейсболку, похожие на те, в которые был облачен 15 апреля «Бомбист №2».

Убийство 26-летнего полицейского в студгородке Массачусетского технологического института, которое приписывают братьям, и тяжелое ранение, полученное другим полицейским в перестрелке в Уотертауне, в обвинительном документе не упоминаются.

Во вторник судья-магистрат посетил Джохара в больничной палате и произвел первоначальное оформление. Он также прочел так называемое «предостережение Миранды», которое перечисляет права, имеющиеся в США у любого арестованного. Среди них – право на адвоката, дружно нелюбимое американскими правоохранителями, поскольку отныне Джохар имеет право встречаться с ними лишь в присутствии защитника, который сразу настоятельно посоветует своему клиенту держать язык за зубами, а чаще всего — не встречаться с ними вообще.

Именно поэтому многие, от группы сенаторов-республиканцев до бывшего министра юстиции Майкла Мукейси, призывали администрацию Обамы объявить Джохара «вражеским комбатантом» и передать его дело не в гражданский суд, а в созданную при Буше военную комиссию, в которой права обвиняемого трактуются не столь либерально. Но Белый дом заявил на это, что военные комиссии не рассчитаны на граждан США.

Владимир Козловский, Русская служба BBC, г. Нью-Йорк

Фото мировых фотоагентств

Comments are closed.