Сон снимает покров с действительности…

В бывшем еврейском гетто Праги, в доме «У Раднице», 5, в многодетной семье галантерейщика 3 июля 1883 г. родился Франц Кафка.

А дальше – случались вещи необыкновенные, будто с реальности создатель снимал покров

Сегодня весь день думаю о Загадке. Кем был этот поводырь всей мировой послевоенной литературы?

Почти всю свою жизнь Франц Кафка прожил в Пражском граде, в Старом городе и – упрямо мечтал сбежать оттуда, уехать куда глаза глядят!

В школу мальчик пошел из пражского дома «У Минуты» на Староместской площади, где семь лет жила семья будущего писателя Знаете, почему Кафка говорил: «Мой самый красивый дом»?
В том готическом доме XV ст., расписанном по фасаду в стиле Ренессанс, до Кафки жили – Франческо Петрарка и Иоганнес Фауст. Это факт.

Хрупкий и сутулый Кафка был евреем, который писал по-немецки, а в быту общался на чешском языке.

Застенчивый и немногословный Кафка был откровенным космополитом, который “своими кровными братьями” считал француза (Гюстав Флобер), австрийца (Франц Грильпарцер), русского (Фёдор Достоевский) и немца (Генрих фон Клейст).

Замкнутый, но дипломированный доктор права Пражского Карлового университета два года служил чиновником в страховом ведомстве (отель Mercure, на углу Вайлавской площади и Jindřišská), прозябал на скромных должностях, пока по болезни в 1922 г. не вышел на пенсию.

При жизни своего читателя нашли четыре авторских сборника: “Созерцание”, “Сельский врач”, “Кары”, “Голодарь”.

От сухости стиля и идиотизма реальности одного из трех столпов модернизма (+Марсель Пруст и Джеймс Джойс) спасали тридцать молчаливых собеседников – толстенные тетради личного дневника, которые литератор вел с 1909 г.

Три основных романы: “Процесс” (1925), “Замок” (1926), “Америка” (1927) – в разной степени оказались незавершенными.

Таинственный Кафка оставил нам не загадочные книги в словах и предложениях, а магические ребусы – в идеях и смыслах.

3 июня 1924 г. в санатории под Веной, в городе Kierling от тяжелого туберкулёза писатель, повлиявший на всю мировую литературу ХХ в., тихо скончался. Его похоронили на пражском кладбище, в районе Ольшаны: от входа надо идти направо, а дальше вниз по тропинке вдоль стены – 21-й сектор, 14-й ряд, место 33. Вы не пропустите серый гранитный памятник с надписями на иврите, чешском и немецком языках. Не трогайте чахлую мелкую сосенку, что вытянулась из-под декоративной речной гальки вокруг надгробия, – пусть себе аскетично спит.

– Сон снимает покров с действительности, с которой не может сравниться никакое видение. В этом ужас жизни – и могущество искусства, – сказал когда-то вечный Франц Кафка. То ли бабочка, то ли человек…

Александр Рудяченко, Киев

Comments are closed.