Искусство кино – это отражение с экрана нашего бытия жизни, наших отношений друг с другом, с окружающим миром, отражение тех духовных ценностей, которыми живет человек, это влияния истории страны, народа на современную действительность. Если кино заставляет задуматься и пересмотреть свою личную жизнь, то фильм сделан не напрасно.
Прошедший в 2015-ом году 37-ой Московский международный кинофестиваль (ММКФ) вновь показал богатую палитру кинокартин о жизни человека. Было показано 307 фильмов из России, Франции, Испании, Ливана, Ирана, Болгарии, Финляндии, Сербии, США и других стран мира.
Фестиваль посетили свыше 55 тысяч человек. Главный приз — Золотого Георгия — получили «Лузеры» болгарского режиссера Ивайло Христова. Специальный приз жюри, Серебряного Георгия, получил российский «Арвентур». За лучшую мужскую роль был отмечен Еркебулан Даиров («Шлагбаум», Казахстан), за лучшую женскую роль — Елена Лядова («Орлеан», реж. Андрей Прошкин, Россия). Лучшим режиссером стала Фредерике Аспек («Росита», Дания). В конкурсе документальных фильмов победила американская «Земля картелей». Приз зрительских симпатий получил сербский «Анклав» Горана Радовановича.
Специальный приз фестиваля «Святой Георгий» за вклад в мировой кинематограф получил председатель жюри 37-го ММКФ, известный французский режиссер, сценарист Жан-Жак Анно. Специальный приз «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского» получила член жюри фестиваля англо-американская актриса Жаклин Биссет.
Фильмы открытия «Тотем волка» (реж. Жан-Жак Анно) и закрытия «Никто не спасется в одиночку» (реж. Серджо Кастеллито) в этом году, по мнению бессменного президента ММКФ Никиты Михалкова, в большей степени отражают спокойный дух фестиваля, чем шумные голливудские картины.
Говоря о перспективах российского кино, Михалков отметил, что он «наблюдает, как внимание режиссеров обращается в сторону человеческих проблем, но пока что формальное мастерство, «ремесло» опережает внутреннюю составляющую кино. Фильмы снимают на хорошем уровне, но по-прежнему им не хватает глубины и содержательности. «Меня волнует вопрос, сколько времени понадобится российскому кинематографу, чтобы вернуть доверие своего зрителя». По его убеждению, в российское кино нужно вернуть темы общечеловеческих взаимоотношений, отношений между людьми, сострадания, появления героя и радость за его победу, вернуть зрителю внутреннее счастье и волнение.
Важной миссией фестиваля, с точки зрения президента ММКФ, является налаживание мирного диалога культур между странами, бывшими когда-то непримиримыми врагами.
Международное жюри Федерации киноклубов России вручило приз фильму «Лузеры» с формулировкой «За пронзительность темы взросления, гуманизм и надежду». Разнообразной оказалась российская программа фестиваля. Многие фильмы были оценены по достоинству. Фильм Андрея Прошкина «Орлеан» получил приз по итогам рейтингового голосования регионов ФФК. Приз лучшего фильма российской программы получила картина Алексея Федорченко «Ангелы революции», в котором идет речь о непростой судьбе малых народов России.
Фильм «Ангелы революции» Алексея Федорченко – это история четырех друзей, отправившихся в далекое ненецкое селение прививать оленеводам революционные идеи через культуру авангарда. Тогда, в 20-е годы, они не знали, что культуру привить насильно нельзя, что у всякого народа есть собственная культура – древняя, как их мир. Веселое путешествие оборачивается трагедией, которая, кстати, имеет реальные корни – в 1931-1934 годах вспыхнуло Казымское восстание, когда народы приобской тундры поднялись против политики уничтожения их культуры и их сложившейся традиционной экономической системы. Федорченко – один из самых интересных и ярких российских режиссеров, и он настолько отважно смешивает разные культурные пласты, что из-под его «пера» выходит цельная метафизическая картина мира. В картине показана борьба революционеров с духовным миром людей, уничтожение церквей, провозглашение и насильственное водворение своих антирелигиозных идей, установление памятника Иуде Искариоту.
По поводу установления памятника Иуде Искариоту в Свияжске, где была ставка Троцкого, есть свидетельство журналиста, состоявшего в его штабе. В этом городе стоял бронепоезд Троцкого и, говорят, к нему был прицеплен вагон со скульптурами – наглядной агитацией. Иуду, который грозил Небу, «ангелы» считали первым революционером. А «красное крещение» при вступлении в партию проводил Самуил Цвиллинг – загонял людей в воду и стрелял по головам из пулемета. Они ныряли, а потом говорили: «Примите меня в партию». Смотрится фантастически, но все это было в реальности. Главная героиня картины – Полина, валькирия революции, – сконструирована из образов многих женщин: Ларисы Рейснер, командира бронепоезда Людмилы Макиевской-Зубок. Свое влияние картины фестиваля оказали на зрителей.
О духовных ценностях в кино, о роли искусства кино мы побеседовали с членами жюри и участниками фестиваля.
Жаклин Биссет – англо-американская киноактриса, лауреатка «Золотого глобуса» и Ордена Почетного легиона, получила специальный приз 37-го Московского международного кинофестиваля «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского» (2015). Жаклин в свое время играла интересные роли глубокого духовного содержания, такие как мать Жанны Д’ Арк, мать Иисуса Христа, библейскую героиню Сару. Жаклин поделилась воспоминаниями об этом.
– Жаклин, Вы играли такие роли, как мать Жанны Д’ Арк, мать Иисуса Христа. Как это повлияло на ваш внутренний мир? Что важно было для вас в этих ролях?
– Это были совсем не запланированные съемки, случайные. Когда возникли эти роли, я не совсем понимала, чего от меня хотят. Я жила своей свободной жизнью. Сквозь призму своих мыслей я надела этот плащ «скромности», потому что это соответствовало моменту. Роль матери Жаны Д’Арк была сыграна быстро, приходилось носить определенную длинную одежду, в которую я была вся закутана. Хотя образ был глубокий, интересный, но отыграв эту роль, я о ней довольно быстро забыла. Потом внезапно поступило предложение сыграть роль матери Христа. Это было удивительно и вызвало вначале недоумение. «Кто? Я?» – я задавала такие вопросы самой себе. Прочитав сценарий, поняла, что это очень интересная работа. Я была удивлена этой просьбой, учитывая возраст, в котором я на тот момент находилась. Но поразмыслив, поняла, что смогу сыграть эту роль. Я согласилась. Мне, действительно, понравилась роль. Это было что-то сверхъестественное участвовать в этих сценах, особенно в сценах распятия Христа. Это было очень тяжелое ощущение, внутреннее переживание. Место, где проходили съемки, были сделаны очень реально, драматично. Все было приближено к реальности. В этой роли я тоже была закутана в одежды с ног до головы. Это была роль сильной женщины, но очень очень скромной. Мне очень понравился фильм. Годом позже мне поступило предложение сыграть матерь всех миров – Сару. Я задала себе вопрос: «Что происходит?» Узнав об этом предложении, я подняла разную литературу, узнала много об Аврааме и Саре. И снова по роли я – скромная женщина, закутанная с ног до головы. В какой-то момент, просматривая телевизор вместе с детьми моих друзей, я увидела себя довольно старую. «Что происходит? Почему эти все роли достались именно мне?» – задала я себя вновь этот вопрос. Мне, действительно, понравились эти роли, играть эти образы. В них много было размышлений.
Я почувствовала, что для меня выглядеть женщиной старше своих лет, быть в этих ролях, нежелательно… Я хотела быть свободной и свободно дышать. Я не хотела закутываться вновь. Я не люблю быть полураздета и не люблю быть полностью закрытой. Я предпочитаю жить в ногу со временем, в современном, настоящем мире и быть довольным собой и своим телом. Оглядываясь назад, я понимаю, что это было прелюбопытнейшая вещь получить такие роли одну за другой. Матери, матери, матери – такие выдающиеся личности.
– Чем для вас является личность Христа? Вы же соприкоснулись с Христом через фильм, посещали англиканскую церковь.
– Конечно, я получила огромное воздействие, впечатление от подобного фильма, от участия в этом фильме. Все библейские истории очень драматичны. В разгар съемок фильма, где я исполняла роль матери Христа, у меня умерла моя мать. Я была в этот момент в Марокко на съемках. Это было настолько сильным эмоциональным моментом. Мне разрешили взять перерыв на пять дней. Мне нужно было успеть в это время организовать ее похороны. Мама жила в Америке. Я прилетела в Лондон, поскольку планировалось захоронение в Лондоне, чтобы узнатать — будет ли возможность перевезти тело из Америки в Лондон. Это было очень сложно, но с помощью друзей, знакомых удалось все сделать и похоронить тело в одном прекрасном месте в Лондоне. На следующий день после похорон мне пришлось снова отправиться в Марокко. И на следующий день у нас была по плану съемка смерти Иисуса. После этой съемки мы должны были разыгрывать сцену воскрешения Христа, как Он из пещеры поднимался на небо. Для меня это был чрезвычайно высокий эмоциональный накал, это было связано с огромным количеством переживаний. Естественно, к концу фильма я была иной, нежели вначале.
– Где вы находите утешение?
– Я нахожу утешение в молитве, но я для этого не хожу в церковь. Это в глубине моей души разговор с Богом. Для сути своего существования я осознала насколько сильна сила молитвы. Я молюсь Богу, но делаю это сама через сердце в камерной обстановке, а не в церкви.
– Читаете ли Библию?
– Да. Читала Библию еще со школы. Христианские принципы во мне очень сильны. Я чувствую, что тенденция в современном мире забывать их. Это, действительно, так и это очень плохо.
– Что сделать, чтобы христианские ценности были значимы для людей?
– В условиях современной жизни, это очень сложно сделать, поскольку идет переплетение с властью, политической корректностью, регулировками со стороны государства. Условия жизни таковы, что дети остаются без присмотра, родители работают, чтобы обеспечить семью, дети предоставлены себе и смотрят телевизор, что-то ищут в телефонах, интернете. На них это влияет. Дети заброшены, никто не занимается их духовным воспитанием. Ценности должны идти через семьи, но семьи тоже должны в этом вопросе быть образованы.
– Чтобы вы пожелали зрителям смотреть с экрана? Есть разные фильмы – с духовными ценностями и без, где процветает зло, грех.
– Если говорить о кино в целом, то я бы составила список фильмов, которые стоило бы посмотреть. Но современная молодежь не очень заинтересована в фильмах 1960-х, 1970-х годов. Им надо развлечение, какая то жевачка.. Жизнь стала тяжелой, мы переживаем много стрессов, и людям нужны развлечения, чтобы как-то отвлечься. Сама я хожу в кинотеатры, хожу с целью самообразования, люблю глубокие фильмы, поднимающие важные вечные вопросы жизни. Люблю фильмы о красоте, красивые фильмы, посвященные обществу.
Жак Жан Анно, председатель жюри 37-го ММКФ, французский режиссер, сценарист, получил приз 37-го ММКФ за вклад в мировой кинематограф.
– Как вы считаете, важно ли в ваших героях показывать духовную основу их внутреннего мира? Его убеждения, поиск смысла?
– Хотя я больше придерживаюсь атеистических взглядов, но верю в духовность, в моральные ценности, поэтому мне нравится снимать кино, в котором духовность ярко присутствует. Я снимал много фильмов, которые посвящены жизни монастырей – «Во имя розы», «Семья в Тибете». В моем последнем фильме «Тотем волка» присутствует высшая сила, которая занимает большое место, потому что она занимает большое место в верованиях монгольского народа. Я очень уважаю ту мягкость, которая дает именно духовность в людях. Мне нравятся люди, которые созерцают Небо.
– Читаете ли вы Библию. Важно ли читать такие духовные книги людям?
– Действительно, для меня духовные книги очень важны. Я читал Библию, но всю не прочитал. Читал целиком Коран. Мне очень нравится встречать руководителей определенных верований, религиозных учений. Знакомиться с ними, общаться. Я с большим уважением отношусь ко всем религиозным текстам, потому что они дают рекомендации, советы, как строить свою жизнь, они, таким образом, необходимы для того, чтобы люди могли жить в сообществе. Все эти учения настаивают на уважение, прежде всего, к другому человеку, к любому живому существу.
– Некоторые режиссеры считают, что насилие нужно обязательно показывать в красках, потому что это привлекает зрителя. В какой мере можно показывать такие реальности жизни – зло, насилие, кровь?
– Очень многие продюсеры, люди кинематографа переоценивают важность жестокости и сексуальности и эксплуатируют ее в своем кинематографе. Но мне кажется, ошибочно полагать, что, показывая жестокость, мы, таким образом, обличаем ее. Я не поддерживаю то, что показывают удовольствие людей от проявления жестокости и при этом не показывают ту боль, которую причиняет эта жестокость. Мне кажется, что рост очередной волны насилия в мире – то, что мы видим, терроризм, в какой-то степени опирается и был вдохновлен Голливудским кинематографом. Мне кажется, что это своего рода извращение зарабатывать эти деньги на пропаганде в переносе в кинематограф насилия, а потом небольшую часть этого дохода направлять в благотворительные организации.
– Пожелание зрителю при выборе фильмом.
– Одно самое простое и очевидное – иметь друзей, которые любят смотреть кино и спрашивать у них совета. Также можно слушать и читать различные комментарии и мнение специалистов. Советую следить за творческими успехами актеров и режиссеров, которые им понравились по предыдущим работам.
Алексей Федорченко, режиссер, сценарист, продюсер. Его фильмы: «Первые на Луне», «Овсянки», «Ангелы революции» и др. Он призер многих международных кинофестивалей, получил приз 37-го ММКФ лучшего фильма российской программы за картину «Ангелы революции»
– Алексей, что главное вы хотите показать в своих фильмах?
– Главное в кино – это история. История обрастает героями, а в героях появляются характеры и своя предыстория. Герои диктуют какими им быть. Так получается, что литературные герои становятся абсолютно живыми. Для меня это непонятный процесс и очень интересный
– Какие ваши герои? Для вас важно показать духовную основу человека?
– У меня герои разные. Бывают и христиане, и язычники, и атеисты. Но мне хотелось бы, чтобы каждый из моих героев нес любовь другим. А это важно и стоит впереди любой религии.
– Вы как-то соприкасались со Священным Писанием в своей жизни?
– Я неплохо знаю Священное Писание. Читал Библию. Неплохо знаю Книги Евангелия. Пишу сейчас пьесу по Второй Книге Царств, такой Библейский детектив. Там очень хороший сюжет, которых очень мало.
– Чем является Библия для вас?
– Библия – интересная, там огромное количество сюжетов и героев. Каждый раз выскакивает какой-то герой, которого ты раньше не замечал. Он вдруг становится каким-то важным для тебя, и ты начинаешь изучать его историю. Такой бесконечный повод для творчества.
– Пожелание зрителю.
– Зрителю желаю меньше смотреть и больше читать.
Михаил Богдасаров, заслуженный артист России.
– Михаил, есть ли стоящие духовные фильмы с вашей точки зрения?
– Наше кино, я считаю, стремиться по направлению к христианским ценностям. В частности Никита Сергеевич принимает тоже самое активное участие в создании такого кино. Его телевизионная передача на канале Культура «Бесогон TV» тоже тому посвящена. Стоит на него равняться.
– Наша страна межконфессиональная. Что вы думаете о евангельских христианах?
– Это прекрасно! Это прекрасно, когда люди умеют вместе сосуществовать, жить в Боге. Бог – один! Я знаю христиан разных конфессий, включая и евангельских. Хорошие люди!
– Чем является Библия для Вас?
– Я к этому пришел уже в очень сознательном возрасте. В 1990 году я покрестился сознательно, сам пришел к Богу. Папа мой был атеист, историк, хоть и крещеный был в детстве.
– Ваше пожелание.
– Какое пожелание может быть, как только чаще ходить в церковь как можно чаще молиться Богу. Не люблю коллективные моленья, люблю сам тихонечко молиться наедине с Богом. Мне нравится в этом смысле армянская церковь, к которой я себя запросто могу тоже отнести. Там для каждого есть своя келья для молитвы, человек молиться один на один.
Текст Зоя Бардина
Фото Евгения Сипко
You must be logged in to post a comment.