Почти через четверть века на Далласскую сцену вернулся «Евгений Онегин». Свой 60-ый юбилейный сезон Опера Далласа (The Dallas Opera) открыла русской постановкой Чайковского на стихи Пушкина «Евгений Онегин». И хотя Евгений Онегин, которого исполнял украинский баритон Андрей Бондаренко, по словам певца, будет скучать всегда, однако в Далласе Онегину, кажется, скучно не было…
Украинский баритон Андрей Бондаренко не так давно исполнял в Далласе роль Роберта в «Иоланте» – великолепной постановке The Dallas Opera. И если в прошлый раз он «пролил» свет на «Иоланту» для далласских любителей оперы, то в этом году украинец разгонял онегинскую тоску с оперой «Евгений Онегин». Помните, «деревня, где скучал Евгений…»?
По словам певца, «Евгений Онегин будет скучать всегда, потому что эта опера о тоске и, наверное, о любви Евгения Онегина. Я не очень много раз исполнял Евгения Онегина, но все же немало. Я спел уже в около шести постановках. И каждый раз он абсолютно разный. Первый раз в Америке, атмосферный спектакль, супер коллеги. Что еще нужно для успеха?»
Обычно декорации к операм – не дешевое удовольствие, поэтому для «Евгения Онегина» они были арендованы и приехали в Даллас из-за океана. Изначально эти декорации были разработаны Александром Лисянским для Israeli Opera Tel Aviv-Jaffa. Это березовый лес с роялем в самом начале постановки. Кровать Татьяны, откуда она писала свое известное письмо к Онегину, также затерялась среди берез. Бальный зал с огромной хрустальной люстрой в доме у князя Гремина – в середине и эта же упавшая люстра, как символ разбитых надежд и несбывшейся мечты, – в последней сцене постановки. Декорации, конечно, были большими и непростыми в установке и транспортировке, но они того стоили, поскольку каждая их деталь только усиливала эмоциональный эффект от оперы Чайковского в Далласе.
Рассказывает Регина Александровская из Оперы Тель-Авива – директор, который возобновила постановку французского режиссера-постановщика Жана-Клода Авре «Евгений Онегин» в Далласе: «Поскольку постановщик решил, что все это происходит во времена, когда жили Чайковский и Чехов, то у нас все время присутствует рояль на сцене, как свидетель, что как будто бы сам Чайковский с нами, и он свидетель всего того, что происходит на сцене. Постановка у нас получается – русская опера с французским акцентом, потому что режиссер-постановщик – француз, дирижер у нас – француз, хореограф – француженка. Ну, как и должно быть в любой русской опере. Должен быть всегда русский язык с французским прононсом».
Для исполнения оперы в Даллас также были приглашены: российский бас Михаил Казаков, американский тенор Стефан Костело, эстонское меццо-спрано Каи Рютел и россиянка Светлана Аксенова. Для сопрано Светланы Аксеновой исполнение роли Татьяны Лариной стало американским дебютом. И, наверное, если бы в наши дни в Далласе ее услышали Чайковский и Пушкин, то «…я надеюсь, что Чайковский был бы доволен, – рассказывает певица. – Мы бы обсудили с ним пару моментов. Ну, а с Пушкиным мы бы повеселились точно, посмеялись бы, стихи бы почитали. Любовь – да, она будет всегда. А сама история? Ну, что было бы сегодня? Скорее всего, развелась бы Татьяна и сошлась с Онегиным, договорилась бы с ним».
Кстати, бас Михаил Казаков уже раз выступал в Далласе – пять сезонов назад – 1 апреля 2011 года – Далласская опера представляла «Бориса Годунова» Андрея Тарковского. Главную роль тогда играл именно Казаков, ну, а в «Евгении Онегине» он мастерски исполнил партию князя Гремина.
Стоит отметить хоровое исполнение в «Евгении Онегине», которое было виртуозно поставлено хормейстером оперы Александром Ромом. Живая музыка оркестра под руководством прославленного дирижера Эммануэля Вильямме была, конечно, на высоте. В этом смысле Чайковский тоже остался бы доволен.
Александра и Рассел Витт – завсегдатаи Далласской оперы. Они не пропустили ни одной русской оперы за последние несколько лет. «Когда ты хорошо знаешь произведение, то к нему отношение особенное. Такое же отношение у меня и к опере «Евгений Онегин», которую я знаю от «а» до «я». От музыки Чайковского ты просто таешь. Я сидела и проживала жизнь героев. Что касается моего мужа, если честно, то первый раз я слышу, чтобы он так аплодировал. Думаю, что это будет одна из самых любимых наших опер».
Тема любви и загадочной русской души особенно сильно прозвучала для Александры Морель и ее друга Карлоса Нунеза Авалоса. «Евгений Онегин» – это кусочек России в трех часах над Далласом. Юбилейный 60-ый сезон The Dallas Opera был открыт русской оперой на музыку Чайковского и на стихи Пушкина – это было просто необыкновенно для меня. «Евгений Онегин» – это и романтическая история, и драма, и трагедия, и комедия в каком-то смысле. Мой друг Карлос – американец испанского происхождения – после оперы был переполнен чувствами. И он сказал, что никогда не слышал об этой опере Пушкина. Для него это самая настоящая премьера во всех отношениях. Карлос влюблен в героиню, ему понравился герой, но больше всего понравилась ария «Любви все возрасты покорны». Он был впечатлен словами, ему они показались очень глубокими. Я уверена, что Карлос понял, что такое настоящая русская душа после просмотра «Евгения Онегина», потому что Татьянина любовь типична для всех русских женщин. Что меня больше всего удивило – то, что «Онегин» был написан 200 лет назад. Его Пушкин начал писать в 1823 году в Кишиневе. И на сегодняшний день – через 200 лет – мы любим точно также, как женщины любили 200 лет назад».
От редакции: Весной 2017 года (2016–2017 Season) Dallas Opera представит: в марте – «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини и «Поворот винта» Бенджамина Бриттена, в апреле – «Норму» Винченцо Беллини.
Текст и фото Сергея и Людмилы Таран
You must be logged in to post a comment.