10 и 11 октября в Kimbell Art Museum выступит гениальная пианистка наших дней — Ольга Керн. В 2001 году в Форт-Уэрте Ольга стала золотой медалисткой конкурса Вана Клиберна и с тех пор блистательно выступает на многих мировых сценах. В интервью The Dallas Telegraph пианистка рассказала о том, как Рахманинов и Чайковский повлияли на ее музыкальную семью; планирует ли она открывать свою школу; есть ли потолок совершенства у людей ее профессии и чего слушателям и зрителям ожидать во время ее концертов 10 и 11 октября в Форт-Уэрте.
— Ольга, The Cliburn Вас, можно сказать, не отпускает. Вы снова приезжаете в город, в котором стали лучшим пианистом на конкурсе Вана Клиберна несколько лет назад. С какими мыслями, эмоциями, настроением возвращаетесь к нам в Даллас — Форт-Уэрт?
— Вы знаете, всегда очень волнительно и приятно возвращаться в Форт-Уэрт, потому что это мой второй город, где я чувствую себя, как в своей семье. Я всегда с нетерпением жду на своих концертах друзей конкурса Вана Клиберна. И каждый раз, когда я приезжаю в Форт-Уэрт, я живу в своей приемной семье — это та же семья, в которой я жила, когда в первый раз приехала в Форт-Уэрт.
И это, действительно, моя вторая семья. Это замечательные люди. В их доме у меня своя комната, рояль, на котором я занимаюсь, приезжая в Форт-Уэрт или даже в Даллас. Моя приемная мама Сюзи Уильямс всегда встречает меня в аэропорту с желтыми розами Техаса. Потрясающая улыбка на лице Сюзи настолько меня вдохновляет, радует и переполняет таким счастьем, что с первой минуты приезда в Техас я всегда чувствую себя, как дома.
— Ольга, Ваша пра-прабабушка дружила с Чайковским, Вашей прабабушке аккомпанировал сам Рахманинов. В наши дни Вы играете музыку этих двух великих композиторов, не усматриваете ли Вы в этом своего рода провидения судьбы?
— Вы, знаете, наверное, это судьба. Корни моей семьи уходят так далеко к таким великим гениям. Такое чувство, что кто-то подталкивал меня на этот путь, хотя с самого детства я хотела играть на рояле, и рояль был моим самым любимым инструментом. И русские композиторы, эти гении — Чайковский и Рахманинов всегда были за моей спиной. С самого детства я очень много играла их произведений. И вот это чувство любви, чувство того, что это для меня мое: когда я играю музыку Рахманинова, я по-настоящему понимаю ее и сердцем, и душой. Вот это чувство, что так должно быть, так нужно — это что-то родное. Я люблю играть и Чайковского, и Рахманинова, для меня это честь и счастье.
Моя пра-прабабушка дружила с Чайковским, у нас осталось огромное количество фотографий и особенно писем от Чайковского к ней. Мой дедушка передал некоторые уникальные фотографии в музей Чайковского. Дедушка не очень любил рассказывать о прошлом семьи, — он прошел сложное время коммунизма, революций и вообще все было тогда не так просто. Как вы знаете, какое-то время Рахманинов был врагом народа, и его имени вообще нельзя было упоминать на публике и играть в советской России. Мои дедушка и бабушка прятали ноты Рахманинова, таким образом они и смогли сохранить эти потрясающие ноты — первое издание Третьего Концерта Рахманинова.
Эти ноты я привезла на свое выступление на конкурсе имени Вана Клиберна. Когда я играла в Казани, мне рассказали, что в этом же зале пела моя прабабушка, и Рахманинов ей аккомпанировал. И все эти записи сохранились в архиве. Такого рода истории всплывают в моей карьере, когда я играю в разных местах. В двухтомнике Рахманинова указаны все даты и места, где он аккомпанировал моей прабабушке.
— Вы играли во многих странах мира, на самых престижных концертных площадках, получили признание своих коллег, поклонников. Вы — очень титулованная пианистка и, можно сказать, что уже сама — живая фортепианная легенда. Есть ли потолок роста для музыкантов Вашего уровня?
— Вы знаете, потолка никогда не бывает, потому что все музыканты учатся до конца своих дней. Я могу сказать, что какие-то произведения на данный момент я чувствую и играю так, как я себе предполагала 10 лет назад, но только сейчас я поняла, что это звучит по-настоящему и так, как я хочу. Но не факт, что через 10 лет я не скажу, что вот теперь это правильно.
Со временем, на протяжении жизни каждый человек растет и понимает что-то по-другому, находит какие-то вещи, которые его вдохновляют, и это приводит к какому-то новому дыханию. Я всегда черпаю вдохновение из разных отраслей нашей жизни — оперы, похода в музеи, потрясающих картин, современного искусства. Даже спорт вдохновляет. Когда ты видишь, что человек достигает совершенно невероятных результатов, преодолевая себя и достигая чего-то большего — это потрясающе вдохновляет.
Хочется делать лучше, когда работаешь с такими великими музыкантами, как Владимир Спиваков, Леонард Слаткин. Когда с ними играешь, то понимаешь, что можно еще чего-то достичь. Музыка — бесконечна! Как понять ее, прочувствовать? Этому учишься всю жизнь. Особенно это касается пианистов. У нас такой огромный репертуар, написано столько произведений, что одной жизни недостаточно, чтобы сыграть всё и насладиться всем.
— Вы сказали, что музыке учишься всю жизнь, а нет ли у Вас в планах открытия собственной школы обучения на фортепиано?
— Я сейчас преподаю в потрясающей школе — Manhattan School of Music. Я всегда любила учить и передавать то, что я знаю, молодому поколению, я всегда любила показывать и вдохновлять молодых людей. У меня это есть, и я с удовольствием это делаю. Но, к сожалению, у меня не хватает времени на преподавание, поэтому у меня всего несколько студентов на данный момент. Быть профессором, педагогом — это абсолютно уникальная профессия. Это то же самое, что быть на сцене и играть концерты. Ты должен уделить этому всё свое время. Студенты — они как твои дети и им нужно постоянно уделять внимание и быть с ними в любой ситуации. Они могут позвонить или написать мне поздно вечером, чтобы что-то выяснить, а я после концерта, и я должна быть в этот момент с ними. Это нелегкое призвание — быть настоящим педагогом.
У меня был фантастический педагог, когда я училась в Центральной музыкальной школе в Москве — он был представителем старой русской школы, когда ты полностью отдан своим студентам. Вся твоя жизнь — это твои студенты. Тот же самый пример я видела в своем дедушке — профессоре гобоя в Гнесинской Академии и начинал он с сестрами Гнесиными создавать этот институт. Я видела, как он обожал своих студентов — они были частью его семьи.
Поэтому в данный момент я не могу сказать, что могла бы открыть такую школу. Я бы очень хотела это сделать, но у меня просто не хватает времени. Кроме того, я знаю, что мое призвание в данный момент быть на сцене, играть и вдохновлять людей именно этим. Поэтому в будущем, может быть, я открою школу, причем, с удовольствием.
— Рахманинов, Чайковский, Скрябин, Балакирев — музыку этих композиторов Вы сыграете на концерте в Форт-Уэрте 10 и 11 октября. А кто из них Вам особенно близок и почему?
— Второе отделение моего концерта посвящено русским композиторам. И все эти композиторы — Рахманинов, Чайковский, Скрябин, Балакирев — важны для меня. Такие гиганты, как Рахманинов и Чайковский всегда были в моей жизни. Они коснулись своим гением моей семьи. Скрябина я всегда обожала и много изучала и даже написала несколько трудов по поводу Скрябина и очень его люблю. И его музыка настолько нескончаемая — это космос, который не передать словами — это нужно слушать и переживать. Скрябин и Рахманинов были ровесниками и в одно время учились, но насколько разная их музыка.
И это я и хотела бы показать во время моего концерта. Насколько потрясающегениальные эти два композитора и насколько разные они в тот же самый момент. И, конечно, закончить концерт Балакиревым. Он написал известнейшее произведение для рояля «Исламия» — это одно из сложнейших произведений для фортепианного репертуара. Сначала Балакирев написал это произведение для оркестра. Оркестровый вариант, мне кажется, звучит достаточно тяжеловато и в нем нет огненного характера. И когда он сделал сольную рояльную версию, оно приобрело совершенно потрясающий смысл и характер. Это произведение исполняется редко из-за его сложности. Я люблю его играть в конце, потому что это действительно танец огня. Именно поэтому я и хотела поставить этих четырех композиторов во втором отделении моего концерта и полностью посвятить второе отделение русской музыке.
Первое отделение будет посвящено Бетховену, потому что в этом году весь мир отмечает 250-летие со дня его рождения. Сначала я сыграю милейшие вариации Бетховена на тему Сальери, а затем исполню одно из самых монументальных его произведений — сонату «Аврора» — очень симфоническое произведение, написанное для рояля. И закончу первое отделение Гершвиным, потому что я получила американское гражданство несколько лет назад и хочу отдать должное тому, что сейчас нахожусь, живу и работаю в Америке. Конечно, у меня американское и российское гражданство, и я хотела отдать дань уважения двум моим родным странам — России и Америке, поэтому первое отделение хотела закончить музыкой настоящего американского композитора, которого все очень любят. Я сыграю его Транскрипции.
— Спасибо Вам, Ольга, за любовь к обоим странам — России и Америке…
— Обе страны для меня очень важны. Мои родители до сих пор живут в Москве. И я играю в Москве, в России. Обе страны для меня — это мои дома, потому что я живу в Нью-Йорке, мой сын учится в Джульярде, мне здесь хорошо, у меня здесь огромное количество друзей, но Россия для меня — это моя родина, мои родители, вся история моих предков — все оттуда. Обе страны для меня очень важны, и я их очень ценю.
— Ольга, а могли бы Вы обратиться к вашим настоящим и будущим поклонникам и пригласить на концерты 10 и 11 октября в Форт-Уэрте?
— Я приглашаю всех моих друзей и поклонников на мои концерты в Форт-Уэрте 10 и 11 октября. Я буду играть замечательную программу в замечательном зале с роялем, который я выбрала для этого зала. И этот рояль для меня как бы родной — совершенно замечательный инструмент. Я его выбирала в Нью-Йорке на заводе Steinway, откуда его привезли в Форт-Уэрт и поставили в этот зал. Поэтому для меня это еще более важно играть два концерта для всех моих поклонников и всех моих друзей. Это особенное место, поэтому я с воодушевлением жду не дождусь встречи. Приходите! Это будет настоящий праздник музыки.
От редакции: Билеты можно купить на сайте: www.Cliburn.org. Стоимость — начиная от 25 долларов.
Текст Людмилы Таран
Фото из открытых источников
You must be logged in to post a comment.